Частенько их с мужем приглашали на обед, зная, что они голодают. А когда его не стало — просто не смогла жить без него: Антонина Шуранова

«Моя мечта — сыграть большую и серьезную трагикомическую роль, где будут смех и слезы, как на еврейской свадьбе»: Антонина Шуранова

Просто дружили

Ленинградскому ТЮЗу Антонина Шуранова отдала более двадцати лет. Была ведущей его артисткой, сыграла целый ряд сложнейших ролей мирового театрального репертуара: Гертруду в «Гамлете», Царь-девицу в «Коньке-Горбунке», киплинговскую Дикую женщину…

Здесь она заслужила уважение коллег. И безграничную любовь зрителей. Но главное — именно на этой сцене артистка встретила Александра Хочинского.

К тому времени, когда они поняли, что должны быть вместе, актеры были знакомы более десяти лет. У обоих за плечами неудачные браки, душевные терзания и печальный опыт.

Еще в самом начале пути Хочинского на сцене Антонина, тогда уже известная актриса, приняла участие в его дипломном спектакле «Конёк Горбунок», где играла Царь-девицу. Александр — Спальника. Совместные репетиции так их сблизили, что они стали дружить.

Просто дружить. Часто собирались семьями, вместе ездили в лес за грибами, на озеро. Саша был душой компании, чего не скажешь о втором муже Антонины. Мужчина был деспотичен по отношению к жене и просто сводил ее с ума своей ревностью.

Несмотря на то что Хочинский тоже был женат на художнице Марине Азизян, в его жизни присутствовали и другие женщины. Они просто не могли пройти мимо невероятно обаятельного молодого человека. Он знал об этом и успешно пользовался.

Правда, серьезных романов не заводил. Ему было достаточно пообниматься с ними где-нибудь в гримерке, поцеловать ручку. Возможно, зайти вечерком на чай. Но не более.

Антонина посмеивалась над другом, ласково называя его «высоковольтной батарейкой»— быстро загорается и также быстро остывает.

— Вчера опять звонили домой, угрожали Маринке, -жаловался он подруге на звонки поклонниц. — Правда, меня дома не было. Я, как обычно, заявился утром.

Бабочки в животе

Саша вообще имел обыкновение не ночевать дома. Такой уж у звезды «Бумбараша» был образ жизни. А утром мог завалиться с толпой приятелей и подруг.

— Маринка,- шумел он. — Мы посидим на кухне. Ты спи-спи…

Привыкнуть к такому образу жизни мужа Марина не смогла и подала на развод. А потом и Саша помог Тонечке пережить ее расставание с супругом.

Наученная неудачными отношениями, после развода Шуранова была очень осторожна. Она не проявляла чувств открыто, не отвечала взаимностью на ухаживания Хочинского.

— Дружба и ничего более,- дала себе установку актриса.

К тому же Александр был на 8 лет ее младше. Она и представить не могла его в своей постели или даже завтракающим с ней в халате по утрам. Но однажды на репетиции Саша как-то особенно нежно коснулся ее руки и посмотрел с вожделением.

Тоня испугалась своих ощущений. С одной стороны она боялась этой близости, с другой — в животе запорхали бабочки. Но самое интересное, Саша в тот момент почувствовал то же самое.

На следующий день Хочинский предложил подруге съехаться. Но та воспротивилась.

— Что в театре скажут? Я старше тебя. И вообще не уверена, что хочу этих отношений.

Кавалер был настойчив. В тот же день он позвонил своей матери и доложил, что женится. Та очень удивилась такому странному союзу и даже подумала, что сын ее разыгрывает. Но это оказалось правдой.

Смотрели на мир одними глазами

Первое время жили супруги в коммунальной квартире дружно и счастливо, несмотря на отсутствие детей и стесненные жилищные условия. Александр обожал жену. Всегда и везде защищал. Не позволял решать бытовые вопросы, беря все трудности на себя.

Помимо трепетной заботы друг о друге, они вообще были очень близки. Будто смотрели на мир одними глазами.

В течение семи лет пара жила гражданским браком, не заостряя на этом внимание. Отношения пришлось узаконить только после того, когда актеров отказались селить в один номер гостиницы. Но и тут обошлись без особого торжества. Просто сходили в ЗАГС и поставили там свои подписи.

И все бы ничего, если бы не одно но… Хочинский очень любил свободу. В нем все об этом кричало. Мужчина мог уйти утром гулять с собачкой, которая возвращалась через полчаса домой. А сам пропадал до вечера — это в лучшем случае. В худшем — приходил через день и хорошенько навеселе.

— Опять всю ночь не спала, -жаловалась Антонина свекрови.

— Вот ведь мерзавец, — ругалась та на сына. — Посмотри, что вытворяешь, немедленно иди извиняйся!

Помимо этого, Александр имел алкогольную зависимость. Он держался, как мог, но часто срывался. И тогда актриса брала выходные, чтобы помочь супругу побороть вредную привычку.

У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька…

Жить в постоянных терзаниях ей становилось все невыносимей. Она очень переживала, что с ним может что-то случится. Но сердится долго не могла, даже если простояла всю ночь у окна.

Утром Саша, как провинившаяся собачка, ложился у ног жены и преданно заглядывал своими честными глазами в ее. Антонине по-матерински хотелось уберечь его, охранить от бед и невзгод.

Он и был как ребенок — беззащитный и очаровательный. Шуранова даже на вопросы об отсутствии детей научилась отвечать:

— У меня уже есть ребёнок, 40 лет – Сашенька.

Были периоды, когда семья сидела без денег. В середине 80-х по сфабрикованному обвинению в мужеложстве худрука ТЮЗа Зиновия Корогодского отстранили от работы и дали условный срок. Коллеги выступили в его защиту, но это не помогло. Тогда из сострадания и солидарности вслед за ним уволились многие артисты, в том числе и наши герои.

Хочинский был вынужден зарабатывать выступлениями: за гроши пел под гитару по заводским цехам и Домам культуры. Шуранова, к тому времени уже народная артистка, лепила из воска розочки на продажу.

Счастье быть с тобой

В начале 90-х несколько бывших тюзовцев и артистов из других театров организовали театр «Интерателье». Он просуществовал два года. Здесь на двоих с мужем Шуранова поставила антрепризный спектакль «Филумена Мартурано». Но залы не собирались. Время от времени друзья приглашали супругов на обед, зная, что они живут впроголодь.

Незадолго до своей смерти Хочинский по приглашению дальней родственницы побывал в Америке. Женщина неделю уговаривала его остаться, сулила золотые горы, а в конце нелестно прошлась по России и Тоне. Саша тут же засобирался в аэропорт.

— Не трогайте Россию, — гневно выкрикнул он. — Там моя мама, мои березы. И в семью мою не лезьте.

Сел в самолет и вернулся домой.

К сожалению, алкоголь и бродяжнический образ жизни с каждым днем все негативней сказывался на его здоровье. Сначала начались серьезные проблемы с сердцем, потом открылась язва желудка.

Когда муж заболел, Тоня вилась над ним, как орлица над орленком. Готовила ему диетическую еду, возила в больницу, купала, как маленького. А когда в 54 года его сердце остановилось, замкнулась в себе, казалось, будто лишилась крыльев.

Не хотела жить без Саши

Антонину Николаевну больше ничего не интересовало. Друзья все еще навещали ее, но теперь встречи становились молчаливыми, а сама она находилась где-то в своих воспоминаниях. Со временем вдова и вовсе прекратила общение с родственниками и друзьями. Единственной отдушиной стал театр, в котором она проводила все дни напролет.

Всего за годы своей карьеры Шуранова снялась в 58 кинофильмах, самыми яркие её работы были в картинах: «Война и мир»; «Чайковский»; «Опасный поворот»; «Дела сердечные»; «Неоконченная пьеса для механического пианино». И в каждом из них играла уникальный образ, который никогда не повторялся.

Спустя два года после смерти супруга здоровье народной артистки стало сдавать. Еще через не стало и ее. Хорошо знающие её люди говорили, что болезнь здесь ни при чём, просто она не хотела жить без Саши.

Оцените статью
Частенько их с мужем приглашали на обед, зная, что они голодают. А когда его не стало — просто не смогла жить без него: Антонина Шуранова
«День одураченных»