— Быстрее, паркет нужно натереть мастикой уже к вечеру! — по дворцу бегали и перекрикивались слуги, пытаясь успеть подготовить всё к балу.
Из императорской оранжереи срезали самые ароматные цветы, расставив в больших вазах по всему залу. Лучшие повара готовили цыплят, супы и десерты, чтобы удивить своим искусством аристократов и императорскую семью.
Тем временем своих апартаментах мужчины готовились к выходу в свет. Кто-то хотел похвастаться своими новыми наградами на мундире, другие же искали себе невесту. Так или иначе все принимали баню (мыльня) или ванну, а у Николая I уже был аналог душевой кабины.
Последним штрихом для мужчин перед выходом в свет были натертые березовым дегтем сапоги из дубленной кожи. Аромат от дегтя стоял очень сильный.
Женщины готовились к выходу в свет гораздо раньше. Они принимали ванну, натираясь душистой пеной. Сохранились картины ванных апартаментов Александры Фёдоровны в стиле мавританской испанской архитектуры, а также ванная комната княгини Марии Александровны, дочери Александра II.
В конце XIX — начале XX века было популярно мыло «Брокар и Ко», от французского предпринимателя Генриха Брокара, проживавшего в Москве. Его косметическая фабрика стала самой популярной в Российской империи.
Особое расположение к элитному мылу необычной формы испытывала именно Мария Александровна, а продукция Брокара завоевала восемь золотых медалей по всей Европе. Помимо этого, Брокар делал продукцию для народа, и за три копейки крестьянин мог купить жене или дочери небольшой ванный набор.
Аристократия любила продукцию Брокара. Перед балами они нещадно натирали себя ароматным мылом, а за несколько мгновений до выхода в свет мужчины наносили на себя цветочный или цитрусовый одеколон, а женщинам нравился парфюм «орхидоръ» или «персидская сирень».
Ранее, в середине XIX века, у придворной знати был другой любимчик. Альфонсо Ралле основал компанию «А. Ралле и Ко». Он привозил ингредиенты из Италии и Франции, но сам парфюм изготавливал в России.
Его триумфом стал парфюм, которые знатные женщины любили наносить зимой — «парфюм де фурор», при попадании на кожу в холодную погоду парфюм раскрывался хрустальными нотками, за что пользовались бешеной популярностью в высшем обществе.
Весь бальный зал утопал в различных ароматах: натертый пол и сапоги, духи и одеколоны аристократии, тонкий аромат живых цветов и соблазнительный аромат еды. Но под конец мероприятия становилось душно, после нескольких вальсов дамы и кавалеры изрядно потели, а шлейф после игристого вина выветривался лишь на следующий день.