Родилась в нищете и пыталась свести счеты с жизнью от голода, а к старости была одной из самых востребованных и любимых отечественных актрис, легендой Театра Сатиры — в этом вся Вера Васильева.
Этой женщине не везло в личной жизни, ее карьера могла накрыться медным тазом еще при самом становлении, но она смогла доказать всем, что великую Васильеву не сломят никакие испытания судьбы.
А начались они с самого детства. Родилась Верочка в семье крайне неоднородной: с одной стороны — мать, происходившая из обеспеченных слоев дореволюционного общества. образованная и культурная женщина, знавшая даже французский язык. С другой стороны — отец, простой рабочий, далекий от мира искусства.
Именно благодаря матери Вера начала интересоваться театром. Ее самое яркое воспоминание из детства — это посещение спектакля “Царская дочка”, который впечатлил детское воображение настолько, что она в сердцах сказала маме: “Когда я вырасту, то тоже буду на сцене выступать!”. Женщина, конечно, не обратила внимание на детские минутные позывы. А зря.
Увы, самое яркое воспоминание у актрисы обычно перечеркивается привычными памятными моментами. К ним относятся: жизнь в старой коммунальной квартире с множеством соседей, постоянная бедность и голод, попыткий уйти из жизни раньше намеченного срока…
Но девочку спасала мечта. Мечта стать актрисой и блистать так же, как и актеры из увиденного ею спектакля. Своим решением поступать в театральный ВУЗ девушка поразила всех. Оказывается, подросток никак не демонстрировала родственникам интереса к актерскому мастерству, а еще детский эпизод в театре уже как то забылся.
Во время обучения Васильеву пригласили на первые в ее жизни съемки — на эпизодическую роль в фильме “Близнецы”, но она редко упоминается в биографии актрисы. Настоящим же ее дебютом стала роль Настеньки в картине Ивана Пырьева “Сказание о земле Сибирской”.
По словам самой артистки, ей тогда просто очень повезло. Молодую студентку случайно заметила ассистентка режиссера, которая никак не могла найти подходящую девушку на роль, чтобы она была с идеально подходящими чертами лица, простой внешностью и приятной наружности. Увидев Веру, помощница подбежала к ней и приказным тоном сказала: “Завтра идешь на пробы!”.
К этому прослушиванию Васильева готовилась как к самому главному дню своей жизни. Из-за бедности семьи пришлось одалживать платье и туфли у соседей и родственников. С миру по нитку — и вот, на прослушивание пришла напудренная и нарядная красотка.
Вот только Пырьеву нужна была незамысловатая простушка, а не наряженная “фифа”, а потому от скомандовал: “Снимай с себя все вот это и давай по-нормальному”. Вере было неловко, но отыграла она прекрасно. Режиссер был впечатлен молодой дебютанткой и сразу же дал ей роль в фильме. Как выяснилось, не за просто так.
Роль Насти стала главной в кинокарьере Веры Васильевой. И не потому, что лучших ролей в дальнейшем играть не приходилось, а потому что она попала под искуственно созданную опалу. “Сказание о земле Сибирской” был принят очень хорошо, а работу актеров похвалил сам Сталин, лично выписав каждому по Сталинской премии.
Молодая актриса была без ума от счастья и предчувствовала популярность, но после премьеры картины ее пригласил на “приватный разговор” в свой номер в гостинице Пырьев.
Как оказалось, режиссер хотел вовсе не разговора, а “оплаты” роли актрисой. Пырьев считал, что именно ему теперь обязана Васильева своей будущей карьерой, а потому она обязана отблагодарить его через постель. Актриса решила, что карьера не стоит поруганной чести, а потому отказала наглому режиссеру и покинула номер. С того дня ее карьера в кино была окончена.
Отвергнутый кавалер сделал все, чтобы самоуверенную актрису больше не приглашали на киносъемки. Он обладал очень большим влиянием, что заставляло даже крупных режиссеров менять свои планы в отношении актрисы, когда к ним наведывался Пырьев.
Бойкот актрисы длился до 70-х годов, и за два десятилетия Васильева появилась лишь в девяти фильмах — и то на второстепенных ролях. Сама Вера Кузьминична не слишком печалилась по этому поводу, предпочтя фильмам театральные постановки. Еще по окончанию ВУЗа она была принята в Театр Сатиры, который и стал для нее вторым домом вплоть до самого конца.
Этот “дом” подарил ей не только множество ролей, но и любовь. Первая же ее серьезная театральная постановка “Свадьба с приданным” связала ее с режиссером Борисом Равенских, который был на десяток лет старше актрисы, а также состоял в официальном браке.
Режиссер клялся возлюбленной на стороне, что брак является не слишком серьезным, что на самом деле он полюбил лишь Веру, а развод с женой — лишь вопрос времени. Как оказалось, времени у него было очень много, так как дальше разговоров дело не заходило.
Тем не менее, эти порицаемые со стороны отношения продлились целых шесть лет, а сама Васильева никогда не отзывалась о первом возлюбленном плохо. “Он — моя первая любовь. Мне неважно, что скажут другие люди о таком романе. Он был хорошим человеком и он научил меня любить — этого вполне достаточно”,
Иронично, но в том же спектакле “Свадьба с приданным” артистка познакомилась с актером Владимиром Ушаковым, который был там ее партнером. Она сначала не слишком обратила внимание на молодого человека, а вот он был просто заворожен ее грацией и красотой.
Артист тут же начал ухаживать за своей дамой сердца. Постоянные подарки, признания в любви, обещания достать солнце с небосклона — все это было, но актрису это не слишком интересовала. Она полностью принадлежала Равенских на тот момент. Однако кавалер не сдавался.
Спустя целых шесть лет ухаживаний Ушаков наконец получил от возлюбленной заветное “Да, я согласна выйти за тебя замуж”, Счастью не было предела, однако сама артистка позднее признавалась, что не испытывала никаких чувств к своему жениху на тот момент. Вполне вероятно, что она делала это лишь из обиды на Равенских.
Однако молодой муж потерял голову от счастья и начал заботиться о любимой с еще большим рвением. Васильева сразу обозначила, что не собирается быть домохозяйкой, а карьера для нее занимает первое место. Супруг принял пожелания жены и пожертвовал собственными амбициями ради нее.
Сначала мужчина нанял домработницу, чтобы не сковывать любимую домашними обязанностями, а затем и вовсе сам начал заниматься домом и бытовыми делами. Такое самопожертвование Васильева уже просто не могла не оценить. Постепенно у нее проснулись чувства к собственному супругу.
Вместо с чувствами пришло и чувство вины, ведь он очень хотел детей, а она все время откладывала этот вопрос на потом, ведь беременность могла помешать карьере. В итоге иметь потомство стало уже поздно, за что актриса корила себе до самого ухода возлюбленного.
Но после его кончины оказалось, что они и так не смогли бы иметь детей, ведь у Владимира всю жизнь были проблемы с репродуктивной системой, что вызвало у мужчины бесплодие. Это вызвало у женщины смешанные эмоции, ведь оказывается, что она зря испытывала чувства вины всю совместную жизнь.
В 2011 году Владимир Ушаков покинул этот мир, что стало для актрисы большим ударом. Тем не менее, она продолжала играть в Театре Сатиры и периодически появляться на экранах, даже уже будучи постаревшей и больной. Даже воспаление легких не остановило Васильеву от последнего выхода на сцену.