Хранящееся в миланской Пинакотеке Брера картина «Оплакивание мертвого Христа» — не только самая известная работа итальянского художника Падуанском школы Андреа Мантеньи, но и одна из самих необычных в мировой живописи…
Сюжет картины «Оплакивание Христа» вполне традиционен для европейской религиозной живописи. Тело Христа покоится на мраморной плите (так называемом Камне помазания). Слева изображены профили Богородицы и апостола Иоанна. В верхнем левом углу можно различить фрагмент ещё одного лица. Скорее всего, это Мария Магдалина — на это указывает и стоящий в изголовье Христа сосуд с миром.
Картина лишена пафоса и утрированных эмоций. Их мрачные и суровые лица «обрезаны» краем холста: мы видим только стиснутые пальцы и сведённые скорбью рты.
Известность картине принесло необычное композиционно-пространственное решение. Тело лежащего на камне Христа изображено в сильном ракурсе: не параллельно, а перпендикулярно картинной плоскости. Смелость и сложность такого решения были неожиданны для искусства кватроченто (раннего Возрождения).
Такое решение позволяет зрителю одновременно видеть и лицо мёртвого Христа, и раны на ступнях. При этом следует отметить один нюанс: ракурсные искажения нейтрализованы с помощью обратной перспективы, размер головы не сокращён относительно стоп ног (стопы намеренно уменьшены, а голова увеличена).
Выражение на лице Иисуса – композиционный центр: кажется, что он не мертв, а лишь погружен в глубокий сон.
Обратная перспектива выбрана мастером не случайно: если бы Мантенья решил передать реальное соотношение между ступнями и головой, то основное место на холсте заняли бы ноги, что помешало бы восприятию головы Христа.
Это доказывает, что эксперимент с перспективой — не самоцель, а средство решения сложной художественной задачи.
Мёртвый Христос изображён натуралистично: тело и раны кажутся материальными, объёмными, будто бы перед нами скульптура. Почти монохромный колорит не просто передаёт бледность безжизненного тела, а словно делает Христа органичной частью холодного камня, на котором он покоится.
В интерпретации образа Христа Мантенья не показывает сверхчеловеческое и трансцендентное…
Среди графических работ, найденных после смерти художника, исследователи обратили внимание на рисунок «Больной юноша», выполненный пером. Композиционно этот рисунок очень схож с «Мертвым Христом», и, вероятно, является наброском к основной работе.
После смерти художника картина была обнаружена в его мастерской, и, скорее всего, использовалась на его похоронах, как это часто бывало с произведениями. Однако позже работа была продана, чтобы погасить долги Мантеньи. Позднее картина была куплена кардиналом Сигизмондо Гонзага и попала в коллекцию пинакотеки Брера в Милане в 1824 году.