«Даю на размышление три дня!»: преследования режиссера обернулись для Людмилы Марченко актерской удачей, потом несчастьями и трагедией

Судьба советской актрисы 60-х больше похожа на трагический роман. В нем есть место для войны, любви, предательства и интриг, надежд и одиночества.

Людмила Марченко ворвалась на киноэкраны, еще будучи студенткой, и тут же покорила своей красотой и утонченностью не только зрителей, но и режиссеров.

Хрупкая, нежная, талантливая… Её приглашали на главные роли, но в один момент всё закончилось…

Звездные надежды

Людмила Марченко с детства мечтала о театре. Рожденная в самом начале войны, она помнила и разруху, и голод на оккупированных территориях. А среди всего этого ужаса – маму, которая показывала дочке сценки в самодельном кукольном театре. Именно мать, заядлая театралка, привила ей любовь к искусству.

После войны Зинаида Андреевна вместе с дочками перебралась в Москву. Здесь Людочка пошла в школу и стала посещать театральный кружок. Её талант не знал границ.

В старших классах девушка сама писала сценарии, ставила по ним представления, играла одновременно несколько ролей. А по окончании школы подала документы сразу в три театральных училища и без труда везде прошла по конкурсу.

Будущая актриса выбрала обучение во ВГИКе. Первые шаги в кинематографе дались ей довольно легко. Так, будучи студенткой второго курса, Марченко получила приглашение на пробы в фильме «Добровольцы» режиссера Григория Козинцева, где сыграла роль работницы-комсомолки.

После выхода картины на экраны приглашения на съемки стали сыпаться одна за другой. В драме Льва Кулиджанова «Отчий дом» начинающей артистке досталась роль девушки Тани, переживающей и несчастную любовь, и нарождающуюся нежность к вновь обретенной матери.

И она блестяще справилась. Все удивлялись, как неопытная студентка так легко могла и заплакать, и засмеяться в кадре.

«Отчий дом» имел огромный зрительский успех, Марченко узнали и полюбили в Советском Союзе. Но такая слава совсем не вскружила ей голову. После съемок одухотворенная, счастливая, полная надежд на прекрасное будущее Люда вновь приступила к занятиям в родном ВГИКе.

К сожалению, известность 19-ти летней Марченко уже тогда сыграла с ней злую шутку. Нежную, хрупкую девушку заметил директор «Мосфильма» Иван Пырьев. К тому времени режиссер задумал снимать картину по повести Достоевского «Бедные люди» и как раз подыскивал актрису на роль Настеньки.

На главную роль в фильме «Белые ночи» Людмилу утвердили без всяких проб. Она так вошла в образ, что почти перестала общаться с окружающими и все время плакала. Близкие и коллеги не могли взять в толк, что же такое могло произойти. Оказывается, артистка просто жила бедами своей героини и уходила глубоко в себя.

Но была еще одна причина. Еще на съемках Пырьев начал активно ухаживать за хорошенькой девушкой. Поначалу она его побаивалась. Потом ей стало казаться, что режиссер так шутит. Можно ли в 19 лет всерьез воспринимать ухаживания почти 60-ти летнего мужчины, тем более когда уже влюблена в другого?!

Первое предательство

Романтические отношения героя Олега Стриженова и ее Настеньки на экране плавно перетекли в реальность. Влюбившись, актриса потеряла покой и сон. Стриженов был женат, но это не остановило их от любовной связи.

Люда просто сходила по нему с ума. К сожалению, гораздо больше, чем он. Олег не торопился разводиться с женой Марианной ради новой пассии. Мало того, лгал обеим. Первой о том, что живет у друга. Второй, что скоро разведется.

Оказавшись в любовном треугольнике, Марченко растерялась. Стриженов не ценил, зато любвеобильный Пырьев всячески способствовал продвижению. Даже снял ей квартиру, при этом бесстыдно намекая на близкую связь. К этому времени Людмила уже знала, что беременна, и совсем не понимала, как быть дальше.

Несмотря на огромную разницу в возрасте режиссер не давал нашей героине прохода. Она прекрасно понимала: отказывать ему нельзя, иначе останешься «за бортом». Но и соглашаться на роль любовницы не спешила, давая Пырьеву только надежду.

А дальше случилось то, чего актриса никак не могла себе представить. Стриженов заявил, что возвращается к жене. Рожать ребенка ей было некому, да и не зачем. Люда решилась на аборт, о чем позже очень пожалела. Детей она больше иметь не могла.

Пережив предательство любимого, Марченко решила начать жизнь с чистого листа. Но на горизонте вновь появился тот, о ком она боялась даже думать. Иван Пырьев решил окончательно разрушить ее жизнь. Ради этого режиссер развелся со своей супругой Мариной Ладыниной, с которой прожил без малого 20 лет и снимал во всех своих фильмах.

Одержимый страстью

Ему также пришлось оправдываться за свои действия у начальства. Деятеля искусств неоднократно вызывали в ЦК Партии, где ставился вопрос о его моральном облике. Поведение Пырьева называли позорным, а самого его — гадким, опустившимся человеком.

Но Иван Александрович был просто одержим своей страстью. Однажды на одном из светских мероприятий в Доме кино пожилой мужчина представил Людмилу как свою супругу. К своему счастью или сожалению, его женой она так и не стала.

В ответ на признания всесильного режиссера несчастная женщина старалась отмолчаться, почему-то прямо не отказывая, а лишь молча улыбаясь.

Окунемся немного в прошлое Пырьева. Любители кино, конечно же, слышали о неком списке Ивана Александровича, куда попадали актрисы, имевшие неосторожность ему отказать. Клара Лучко, Вера Васильева, Клара Румянова…

Любимая всеми «Фрося Бурлакова» Екатерина Савинова после отпущенной пощечины в адрес неудачливого жениха и вовсе осталась без работы.

Но то ли в силу своего возраста, то ли чрезмерной стеснительности юная Люда не могла твёрдо и решительно сказать «нет». Тем более повторять это надо было не единожды. Пырьев же был очень серьезно настроен — в ход пошла тяжелая артиллерия. Он завалил подарками всю семью Марченко, обещал даже подарить им квартиру.

Но и здесь все было мимо. Зинаида Андреевна прямо указала несостоявшемуся зятю на дверь, посоветовав попутно взглянуть на себя в зеркало.

Правда, квартиру Пырьев все же подарил. Совсем скоро Людмила стала обладательницей «однушки» в кинематографическом доме у метро «Аэропорт».

Новое жилище было хоть и небольшим, но очень уютным. Марченко оказалась гостеприимной хозяйкой. В ее доме то и дело собирались веселые компании: друг и однокурсник Володя Ивашов с женой, Гоша Юматов, Володя Высоцкий. Именно последний познакомил свою подругу с товарищем геологом Валентином Березиным.

Трагедия жизни

Высокий, мужественный, бесподобный рассказчик. А уж как он пел и играл на гитаре! Не влюбиться в такого мужчину она просто не могла. И вскоре предложила ему переехать к ней. Жить да радоваться. Вот только Пырьев все не унимался. Однажды, встретив актрису в Доме кино, Иван Александрович поставил ультиматум:

Даю на размышление три дня!

Узнав о Березине, создатель Союза кинематографистов, вхожий в кабинеты первых лиц государства, не выдержал и приказал аннулировать актрисе пропуск на «Мосфильм», а коллегам запретил снимать строптивую особу.

Пережив предательство и унижения ради карьеры, Людмила все чаще осознавала: все ее жертвы были напрасны. Она чувствовала безграничную пустоту внутри. А тут еще дома разворачивалась настоящая драма.

Валентин хотел настоящую семью, а та боялась признаться, что детей у нее быть не может. Марченко лечилась от бесплодия, но безуспешно.

А дальше случилась беда, разделившая жизнь красавицы на до и после. Пырьев сделал все, чтобы слухи о его близости с Марченко дошли до гражданского супруга. Поверив в измену, Березин избил неверную до полусмерти.

Актриса попала в больницу, находясь без сознания. А позже узнала, что её прелестное лицо изуродовано шрамами.

Что в тот момент чувствовала 26-летняя женщина, сложно описать словами. Но вернувшись домой, простила Валентина. Однако совсем скоро, даже не успев пережить эту трагедию, узнала о еще одном большом предательстве. Оказалось, у Березина есть семья на стороне, и вскоре там должен был родиться ребенок.

Совсем молодая женщина осталась в полном одиночестве. Позабыла о главных ролях, понимая, что даже загримированные шрамы портят внешность. Личная жизнь не удалась. Всё, ради чего стоило жить – кануло. Актриса увлекалась алкоголем.

Неизвестно, чем бы закончилась вся эта история, но именно в этот момент она встретила Виталия Войтенко. Мужчина занимал должность администратора Москонцерта и как-то намекнул Марченко на возможность вернуться в кино, пусть и не на главные роли.

К тому же, чтобы поддержать любимую, стал устраивать для нее творческие встречи со зрителями. Именно Войтенко организовал артистке большой гастрольный тур. Только поехала она туда не одна.

Вместе с ней отправился тогда еще никому неизвестный Владимир Высоцкий. После этих концертов о поэте и исполнителе узнала вся страна. Досталась чуточку славы и Людмиле. Только она хотела большего, по-прежнему мечтая о большом кино.

Страшные шрамы, портившие лицо, мешали осуществлению планов. И тогда актриса решилась лечь под нож пластического хирурга, надеясь восстановить былую привлекательность. Этот шаг был сложным, с большим риском неудачи. Наверное, судьба решила поиздеваться или за что-то наказать нашу героиню, но операция прошла неудачно.

Швы долго гноились. Из-за лечения последствий артистка потеряла без того шаткое здоровье, а лицо выглядело опавшим даже в гриме. Теперь с мечтой детства пришлось распрощаться навсегда.

Последняя любовь

От Войтенко Марченко ушла сама. Последним ее избранником оказался Сергей Соколов — художник, увидевший в ней ту самую таинственную внутреннюю красоту. Он тонул в глазах возлюбленной и превозносил, несмотря на недостатки и пристрастие к алкоголю.

Для единственной женщины был куплен домик в деревне, где семья проводила лето. Сергей писал картины, Людмила позировала.

20 лет продолжалось их счастье. Марченко очень тяжело переживала смерть любимого мужа. Ее вновь потянуло к алкоголю. Через несколько месяцев она сильно простудилась. С лечением затянула. А потом и подорванный стрессом организм престал сопротивляться болезни.

В начале 1997 года красивая женщина и талантливая актриса скончалась.

Оцените статью
«Даю на размышление три дня!»: преследования режиссера обернулись для Людмилы Марченко актерской удачей, потом несчастьями и трагедией
«Золотая Адель»: цена за жизнь