Декаданс, мистика, женщины и неравенство — вот то, чем увлекался заметный в литературных кругах Брюсов. Этот человек был личностью интересной, но натуру имел «демоническую». Приятная внешность давала ему некоторую власть над женщинами, которых он любил определенным образом.
Не из бедных
Детство Брюсова прошло на Цветном бульваре. По наследству писателю отошла хорошая квартира, где он коротал вечера с супругой и свояченицей. В компактном кабинете, доверху забитом книгами, он иногда принимал посетителей. В молодости Валерий не курил, но спички для гостей держал на видном месте. Правда, привязывал их веревочкой к столу, ведь все такие забывчивые.
В этой квартире Брюсов проводил свои легендарные «среды». Его стихи там было не принято изучать, а вот другие модернисты исследовались вдоль, а также поперек. Поскольку семья Брюсова никогда не бедствовала, он считал, что простому человеку гнуть спину легче, чем аристократу.
Валерий поначалу выступал против равенства, не любил людей, женщин не уважал, руку при знакомстве мог отдернуть, не коснувшись собеседника даже кончиками пальцев.
Оккультные мечты
В 1900 Валерий всерьез погрузился в пучины оккультизма и черной магии. Спиритизм тогда был на пике моды. Вызывали всех, кого не лень. Через три года после начала странного увлечения Валерий повстречал Петровскую, которая потом была пассией другого литератора Белого.
Не слишком красивая, но яркая Нина взяла Брюсова своей молодостью и увлеченностью. Увлекалась Нина тем же, чем и Брюсов. Декаденты и символисты в ту пору предпочитали краткие романы. Так Брюсов и поступил с Ниной. Быстро поматросил, потом быстро бросил.
Напитавшись эмоциями, он принялся создавать своего «Огненного ангела». В романе Валерий приукрасил отношения с Ниной. Та, кстати, пыталась к нему вернуться, вызывая ревность. Но Валерий уже пресытился Петровской. Да и под боком у него была жена.
Именно Нина подсадила Валерия на морфий. От этого «увлечения» женщина однажды чуть не умерла. Когда она оклемалась, уже началась война. Ее Нина переждала в Риме, где прозябала в нищете. В тот период брошенная дама Брюсова ненавидела каждой клеточкой души.
Доведение до отчаяния
В 1913 женатый литератор обрел новую любовь. На беду Надежды Львовой Брюсов влюбился именно в нее. Начинающая писательница и курсистка была существенно младше маститого литератора. Рядом с ней он тоже начал молодиться.
Этой девушке, как когда-то Нине, Валерий много рассказывал про декаданс, смерть и добровольный уход из жизни. О мистике эти двое тоже разговаривали. Брюсов умудрился совершенно заморочить голову новой знакомой.
Надежда то отдалялась от Валерия, то снова жаждала его общения. Поэт был женат, это Львову не устраивало. Девушка совсем запуталась в отношениях с Брюсовым. Ее неокрепший ум принимал все идеи литератора за чистую монету.
Однажды Валерий подарил Надежде тот браунинг, из которого Нина пыталась застрелить Белого. В один ненастный вечер Надежда попросила Брюсова навестить ее. Поэт на свидание не поехал. Девушка тогда находилась в расстроенных чувствах. Позвонила еще паре знакомых, но все были заняты своими делами. К сожалению, в ту злополучную ночь Надежда застрелилась.
После похорон поэт сбежал от общественного осуждения в Ригу. В Риге литератор снова закрутил роман. О его жизни за границей известно немного. Поговаривали, что в преклонном возрасте Брюсов сделал доброе дело. Принял на воспитание племянника супруги, оставшегося без родителей. Он с нежностью относился к малышу. Приходил домой с пакетами, полными сладкого и игрушек.
Литературный вклад
Противоречивая душа поэта нашла покой в 1924 году. Литератор умер в Москве. К тому времени он уже вернулся домой из-за рубежа. После революции поэт отлично чувствовал себя в России. Защищал Горького от буржуазии. Работал на хороших должностях. Готовил ту самую Советскую энциклопедию.
Рабоче-крестьянская власть многократно выражала благодарность Валерию за его вклад в развитие культуры государства. Хотя в позднем творчестве литератора появились нотки разочарования революцией и его личными похождениями в прошлые годы.
Все творчество Брюсова было пронизано противоречивыми посылами. То он писал о счастье, то воспевал смерть в качестве единственной цели, к которой стоит стремиться. Персонажи Брюсова были борцами и пессимистами.
За жизнь Валерий отметился в разных жанрах. Писал прозу, творил поэзию, переводил, исследовал, критиковал. Гоголь, а с ним и Пушкин, Тютчев, Толстой стали объектами исследования «демонического» литературоведа.
Еще Валерий успел потрудиться журналистом в «Русском архиве». Курировал «Весы» и «Русскую мысль». В какой-то степени Брюсов занимался пропагандой нового порядка. Все это Брюсов успел сделать за 51 год жизни.