Киноактриса Анна Стэн — одна из самых красивых женщин 20-40-х годов прошлого века. Натуральная блондинка с голубыми глазами. В неё влюблялись, ей посвящали стихи известные поэты. Судьба киноактрисы полна парадоксов и необычных поворотов.
Имя Анны Стэн оплетено путаницами и неточностями. По одним данным она родилась 3 декабря 1908 года, по другим данным дата её рождения — 29 июня 1908 года. С годом рождения тоже полная неопределённость, ибо год указан в некоторых источниках 1906, а других 1910 и даже 1911 и 1913. То же самое и с ранней биографией у Анны Стэн.
Вроде как отец её был балетмейстером и работал в Киеве, а по другим данным — он служил приказчиком в обувном магазине. Как-то она рассказывала что отец её был казаком и погиб во время гражданской войны. Но есть свидетельства, что отец Анны не погиб, а после войны организовал цирковую труппу и колесил с ней по Южной России вместе с дочерью.
Считается, что мать Анны Стэн была прима-балерина в Киеве, но по другой версии к искусству вообще не имела отношения. Мать считается шведкой, ведущей свою родословную от офицера шведской армии, попавшего в плен после полтавской битвы, и вроде как у неё и была фамилия Стэн, но по другим данным это был псевдоним актрисы, а не фамилия матери.
Тем не менее известно, что звали будущую звезду экрана — Анна Петровна Фесак.
Когда девушке было шестнадцать лет, во время гастролей, на неё обратил внимание сам Станиславский, после чего она играла у него в пьесах Метерлинка, Ибсена. Он то и пригласил её в Москву. Но по другим данным она окончила театральный техникум в Киеве и сама приехала в Москву, понимая что здесь больше перспектив для карьеры киноактрисы. Ещё один миф гласит, что Анна была женой Григория Александрова.
Где правда, а где легенда, к рождению которой в ряде случаев, возможно, приложила руку сама актриса — понять очень сложно.
Более менее ясность её биографических данных начинается с 1926 года, когда актриса стала регулярно сниматься в немом кино. За четыре года Анна снялась в одиннадцати фильмах и стала настоящей звездой советского немого кино.
В 1927 году, снявшись в главной роли Наташи Коростелёвой в барнетовской «Девушке с коробкой», Анна Стэн произвела такой фурор, что режиссёры за ней стали выстраиваться в очередь. И это были лучшие режиссёры своего времени: В. Турин, Ф. Оцеп, Е. Червяков, Я. Протазанов.
«Земля в плену», «Провокатор», «Мой сын», «Золотой клюв», «Его карьера» на эти фильмы зрители ходили чтобы насладиться игрой юной актрисы. В картине Якова Протазанова «Белый орел» Анна играла главную женскую роль рядом с такими корифеями, как Василий Качалов и Всеволод Мейерхольд.
Анна Стэн стала настолько популярной, что некоторые кинокритики провозгласили: советское кино, мол, уже имеет свою Веру Холодную.
Слава советской актрисы быстро дошла до Германии. Анну Стэн и её мужа Фёдора Оцепа пригласили в Берлин по линии Межрабпомфильма. Супруги, оказавшись в Германии, решили не возвращаться в СССР. Активно снимаясь в Германии и Франции Анна Стэн быстро стала звездой европейского масштаба.
Фильмы «Бухгалтер Кремке», «Братья Карамазовы», «Убийца — Дмитрий Карамазов», «Буря страсти» имели большой успех. При том, что эти картины были уже звуковые, актриса доказала всем, что она и в звуковом кино бесподобна.
Но напряжённая ситуация в Германии привела к тому, что актриса в 1933 году уехала работать в Голливуд. Уехала уже с новым мужем — режиссёром русского происхождения Юджином Френке. И здесь не затерялась наша Анна, довольно быстро пробившись к голливудской славе. Во многом этому способствовал известный продюсер Сэмуэл Голдвин. Он был поражён игрой Анны Стэн.
«День, когда я заметил ее, — вспоминал он позже, — был величайшим днем во всей моей карьере. Я подумал: «Это настоящая звезда! У нее есть всё. И внешность, и стиль, и сексапильность, и класс. У нее естественная красота, интеллигентность, интуиция прирожденной актрисы, серьезное знание жизни. И она могла бы сыграть, как бестия!».
Уже в 1934 году Анна Стэн, наспех выучив английский язык, дебютировала в Голливуде в фильме «Нана». Потом был Катюша Маслова в экранизации Р. Мамуляна «Воскресенья». Снималась актриса все 30-е и 40-е годы. С. Голдвин лепил из Анны звезду равную Грете Гарбо.
Но почему-то из Анны нечто грандиозное не долеплялось. Огромный талант и яркая красота пробуксовывали. Возможно репертуар не всегда ей подходил. А ещё Анна, будучи украинкой, любила поесть и умела вкусно готовить. И не всегда умела быстро скинуть лишние килограммы.
В пятидесятые годы Анна Стэн лишь несколько раз снялась в кино, а финалом её карьеры стала роль в фильме «Монахиня и сержант» (1962). И стоит сказать, что актриса там выглядит просто великолепно для своих 55 лет.
Больше в кино Анна Стэн не появлялась. Она не хотела играть старух. Талант к живописи, который Анна открыла в себе в зрелые годы, позволил ей сконцентрироваться на этом виде искусства. Её картины продавались за очень хорошие деньги, их брали на лучшие выставки в США.
Карьера в Голливуде всё же получилась яркой, хоть Анна так и не стала там суперзвездой. Американцы не простили ей акцента, её европейского менталитета и того, что она не сумела или не захотела вписаться в харизму Гарбо. Она очень легко ушла в другую жизнь и прожила до 1993 года. Но имя Анны Стэн по-прежнему в списке самых красивых и стильных актрис Голливуда.
В 1934 году знаменитый Александр Вертинский написал стихотворение посвящённое Анне Стэн, которое потом стало песней:
Вы — покинутый принц золотой андерсе’новской сказки,
В голубых ледниках Дева льдов Ваше сердце хранит,
Ваше юное сердце, ещё не познавшее ласки,
Превращённое в камень. В сапфир. В тёмно-синий гранит.
Вы влюблялись во сне? Вы видали весну на Бермуде?
Вы слыхали, как Баха играет в соборе орган?
О какой там любви говорят эти страшные люди?
И за что их любить, этих мстительных злых обезьян!
Вы не знали любви? Но любовь — это просто бессилье,
Вы сдаётесь на милость того, кто заведомый враг…
И, конечно, любовь опалила у Ангелов крылья,
И, конечно, любовь их низвергла из Света во Мрак…
Мой единственный друг, Вы на пленниц совсем не похожи,
Разве мало Вам сцены и славы бенгальских огней?
Вы не знали любви? Но ведь в этом же счастие тоже —
Улыбаться с экрана во тьму никому — никому из людей.