Для чего помещикам были были нужны «сенные девки»

«Сенная девка» — это выражение в наше время звучит грубовато, в старину же грубого оттенка оно не имело. Так называли крестьянок, чаще всего, очень молодых, в обязанности которых входило служить барину или барыне непосредственно в доме.

Дело не в сеновале

Слово «сенная» произошло вовсе не от слов «сено, сеновал», как многие думают. Сени — это помещение между светлицей (жилой частью дома) и крыльцом. Предназначение сеней — сохранять нагретый печкой воздух, чтобы он сразу не оказывался на улице. В сенях было довольно тепло, несмотря на то, что отопление там чаще всего не было предусмотрено.

Вдоль стен в сенях стояли лавки, на которых сидели или лежали молодые, незамужние крестьянки в возрасте от десяти годков и выше. Это и были сенные девки.

Коса Тани Петровой

Сенные девки практически всегда находились в доме, на глазах у помещика или помещицы. Это имело как свои преимущества, так и недостатки.

Например, домашним прислужницам не нужно было работать в поле, изнурительный крестьянский труд на земле обходил их стороной.

Многие помещики любили понежиться в постели, вставали только к обеду. Сенные перенимали эту привычку, но подняться девке и привести себя в порядок необходимо было до того, как позовет барыня — иначе быть беде. Недовольная, заспанная помещица вполне могла со зла и косу бедняжке вырвать.

Вырвать, как это сделала помещица Соколова из чувашского города Алатырь. Косы лишилась 18-летняя Татьяна Петрова. Страшный «артефакт» хранится в наше время в Национальном музее Чувашии.

Проснувшись, прибравшись наскоро, сенная бежала к барину или барыне по первому же зову. Тут же получала задание — принести еды, питья, подать одежду, приказать запрячь лошадей и т.д.

Если девка выполняла приказания расторопно, а помещик был в хорошем расположении духа, крестьянке вполне мог достаться гостинец — пряник, конфект, платочек из ситца.

Житейский комфорт, счастье или несчастье сенной девки, в первую очередь, зависели от личностных характеристик ее хозяина. Если барин был «добрым», то и жизнь была относительно неплохой.

Однако если сенная принадлежала жестокому помещику или помещице — это был настоящий ад на земле. В соответствии с принятыми со времен Петра I законами, барин был практически полным хозяином крестьянина и мог делать с ним все что угодно.

Сенные же девки находились на первой линии барского самоуправства, граничащего подчас с подлинным садизмом, принимали первый и самый жесткий удар.

Имена жестоких крепостников широко известны. Так, страдали крестьянки от рук Варвары Петровны Тургеневой, матери великого писателя. Пожилая помещица вымещала на сенных злобу за неудавшуюся личную жизнь.

Еще страшнее имена Дарьи Салтыковой, Льва Измайлова, Николая Струйского… Увы, среди помещиков добрых и ответственных нет-нет, да и находились злобные крепостники, наслаждавшиеся властью над бесправными крестьянами.

Чем занимались сенные

Прежде всего, сенная девка обязана была прислуживать помещику, его семье и гостям.

Едва помещик или другой «благородный человек» переступал порог, девка должна была помочь сударю снять шубу, забрать шапку, трость. Все это сопровождалось беспрестанными поклонами.

Дальнейшие действия сенной зависели от поручений господина. Девушке могли приказать помочь раздеться, одеться, почистить одежду, принести с кухни какое-то блюдо, расчесать волосы и т.д. Поручения могли быть самыми разными и полностью зависели от предпочтений и фантазий хозяина.

Так, многие барыни взяли в привычку чесание пяток: сенные девки чесали помещице пятки, пока та не засыпала.

Обязанности сенных девок в помещичьей усадьбе определялись барином и зависели от особенностей его личности. Добрый барин требовал от прислуги обыкновенных бытовых вещей, крепостник с больной фантазией отдавал иной раз совершенно безумные и чудовищные приказы.

И все-таки сеновал…

И все-таки не зря распространилось ошибочное представление, связывавшее словосочетание «сенная девка» со словами «сено» и «сеновал».

Обладавшие полной властью над крестьянками помещики зачастую не отказывали себе в праве «пригласить» сенную на «сеновал» — вернее сказать, к себе в опочивальню. Наличие у помещика незаконнорожденных детей от крестьянок считалось делом вполне обыкновенным.

Даже передовые люди своего времени, например, Александр Сергеевич Пушкин и Иван Сергеевич Тургенев имели детей от крестьянок.

Со временем выражение «сенная девка» приобрело негативный оттенок и, по сути дела, сравнялось со словом «гуля щая». Конечно, с учетом полной подневольности девушек такое отношение было абсолютно незаслуженным.

За малейшую провинность сенных девок жестоко наказывали. Затрещины, тычки, дерганье волос было чуть ли не нормой. Если вина была значительной, сенную отправляли на конюшню, где ее били кнутом.

Крайне неприятным моментом жизни сенных девок было отношение к ним со стороны других крестьян. Крепостные, трудившиеся на земле и доступа в барский дом не имевшие, считали сенных бездельницами, «барыньками»…

Оцените статью