Девушки племени химба по праву считаются самыми красивыми на Черном континенте. Их можно встретить на фотографиях самых разных художников и даже на обложках популярных журналов, например, National Geographic.
Ну, действительно, ведь очень красивые девушки!
Ложка дегтя в эту бочку меда – эти красотки никогда не моются. Но если вы представили ужасных грязнуль с плохим запахом, то вы сильно ошибаетесь.
Но давайте расскажу обо всем по порядку.
Народ химба относительно небольшой, их насчитывают всего от двадцати до пятидесяти тысяч человек, живут они на юго-западе Африки, в Намибии и Ботсване. Здесь много полезных ископаемых и главное — несколько алмазных месторождений.
Народов на ее территории живет множество, и, казалось бы, есть все, чтобы все они жили в богатстве. Но слово «химба» переводится, как «нищие».
А все потому, что из богатств этих стран им не досталось почти ничего, химба живут на севере страны, практически в пустыне. Часто пишут, что химба кочевники, но на самом деле они ведут полукочевой образ жизни, занимаются в основном выращиванием овец, коров и коз, поэтому кочуют между разными пастбищами для них.
Травы в тех местах растет немного, если жить на одном месте, животные довольно быстро съедят и вытопчут ее всю.
Я так поняла, что живут они эдакими деревнями-семьями, одна деревня — одна семья. И у каждого семейства есть два пастбища — одно для сезона дождей, а второе — для засушливого времени, то есть перекочевывают они два раза в год. Примерно так, как многие наши соотечественники из города на дачу и обратно, только всей деревней разом.
Традиционные жилища этого народа выглядят очень просто и незамысловато, по сути, это такой высокий шалаш из тонких стволов деревьев, тщательно обмазанный со всех сторон глиной, перемешанной с навозом.
Внутренняя обстановка тоже весьма спартанская — несколько циновок и шкуры животных, а в центре — священный алтарь, у которого необходимо совершать определенные ритуалы примерно один раз в неделю.
Все хижины ставят полукругом, а в центре поселения находится крааль, это загон, куда приводят на ночь скот, напротив входа в него обычно находится хижина старейшины племени. А перед ней — Окуруво, то есть священный огонь предков.
Каждое утро химба приходят к нему, чтобы пообщаться с предками, обычно его поддерживают старики, которым уже тяжело выполнять другую работу. И мне кажется, что есть в этом глубокий философский смысл, ведь химба верят, что пока Окуруво горит, предки приходят к нему погреться и поддерживают своих потомков, помогают им.
Огонь для химба — это важное связующее звено между мирами живых и мертвых, он поддерживается, покуда жив глава племени. Когда он умирает, его дом разрушают, а огонь гасят, чтобы зажечь снова, когда появится новый вождь.
Всю ночь семья умершего главы племени танцует ритуальные танцы, а перед похоронами все говорят ему «не болей».
Религию химба можно назвать монотеистической, эти люди верят, что мир создал великий бог Мукуру, который благословляет людей и помогает им. А вот духи предков, если потомки делают что-то не то, и проклясть могут.
Проклясть могут и злые люди, наделенные омити, то есть даром черного колдовства, они могут насылать порчу и внушать плохие мысли.
Христианские проповедники более ста пятидесяти лет пытались донести до этих язычников «истинное слово божье», но так и не смогли, в итоге отступились.
Каждый мальчик племени сначала проходит через процедуру обрезания, и это определенный обряд посвящения. Его проводят до наступления половой зрелости, то есть не таким уж большим подросткам и уж точно без анестезии.
В общем, мужества, чтобы пройти через это, действительно нужно немало. Ну а полноценным мужчиной он считается после того, как женится, с этого момента окончательно наступает его взрослая жизнь.
Девочка, кстати, взрослой становится чуть позже — после того, как родит ребенка.
При этом нравы у них довольно свободные, у мужчины может быть две жены, а у женщины — два мужа. Если жить вместе больше не хочется, всегда можно развестись и выбрать себе нового партнера, да и вообще вся эта история с браком у них довольно условная.
Как и у многих кочевых народов, мужчины занимаются скотом — следят за ним, пасут, защищают. Женская же задача — ухаживать за детьми, строить жилища, заготавливать дрова, доить коров, готовить, шить, обрабатывать шкуры. Они вполне могут подменять друг друга на хозяйстве, например, по очереди следить за детьми друг друга.
С одной стороны кажется, что мужчинам гораздо проще, но с другой стороны, целый день бегать за овцами и козами под жарким солнцем — это очень тяжелый труд.
История у химба довольно непростая, в середине девятнадцатого века их племя разорили соседи, племя нама, и героям сегодняшней статьи пришлось заниматься охотой. Многие из них попытались найти лучшую жизнь в Анголе, но только заслужили прозвище «попрошайки».
В 1904 году немецкая колониальная держава под руководством Лотара фон Трота устроила химба и соседним с ними племенам гереро и нама настоящий геноцид, но и тогда народу удалось выжить.
В 1980-е годы химба почти исчезли с лица земли из-за обрушившейся на их земли небывалой засухи, которая погубила девяносто процентов их скота. Но уже через десять лет народ химба начал потихоньку возрождаться.
Правительство Намибии, кстати, всячески этому способствует, например, открывает мобильные школы, и это, мне кажется, очень здорово, что дети химба могут получать образование, не отрываясь от своих родителей.
В наши дни химба, к счастью, отнюдь не голодают, у них есть коровы и козы, есть молоко, сметана, масло, сыр, творог. Химба собирают яйца диких птиц и личинки гусениц, съедобные корешки и травки, даже выращивают просо и кукурузу, если кочевать нужно всего два раза в год, урожай как раз успевает вырасти.
Мясо тоже едят, но довольно редко и по большим праздникам, ведь скот — это капитал, который нужно преумножать. Эдакая инвестиция в безбедное будущее для потомков.
Одежды у химба, как правило, минимальное количество, разве что набедренная повязка у мужчин или кожаная юбка с широким поясом, который подчеркивает талию и одновременно служит своеобразным карманом у женщин. Но зато много украшений.
Украшения эти ребята любят и умеют делать, медная проволока, бисер, разнообразные бусины, ракушки и даже скорлупа орехов — в ход идет все, что только можно представить.
В общей сложности вся эта красота может весить несколько килограммов!
Кстати, обратите внимание на косы девушек, по прическе знающие люди могут прочитать всю их биографию — замужем они или нет, и если да, то сколько лет, сколько у них детей. Все как на ладони.
У мужчин все немного проще — неженатые носят одну косу, женатые — тюрбан, вдовые просто ходят с непокрытой головой.
И вот теперь, когда я уже рассказала вам про удивительных и очень красивых химба почти все, мы и подошли к вопросу о гигиене вообще и мытье в частности.
Помыться химба не могут в принципе, просто, там, где они живут, воду банально неоткуда взять. Она у них на вес золота, так что слегка ополоснуться могут только мужчины, да и то совсем немного.
Но девушки не ходят грязными, да и пахнет от них очень приятно. А все потому, что используют для ежедневной гигиены… грязь. Вот такой вот оксюморон, каждый день они намазывают тело и волосы специальной мазью из глины, охры, пепла, сливочного масла и смолы кустарника оммумбири.
Я долго думала, а чем у них «обернуты» косички, а потом прочитала, что волосы они, собственно говоря, мажут все той же смесью, она называется отжидзе.
Мазь эта очень полезная, она отпугивает насекомых, защищает кожу от солнца и увлажняет, а еще олицетворяет собой кровь предков и помогает поддерживать связь с родом и самой землей.
Мужчины, уходя на работу, тоже покрывают тело этой же смесью, так они защищаются не только от грязи, но и от палящего солнца.
Ну а по вечерам женщины племени химба принимают «дымовую ванну», на тлеющие угольки костра они кидают тоненькие веточки и листья коммифоры. Это такое очень крутое дерево, которое используют во всяких ритуалах, а еще в парфюмерии и медицине.
Так вот, если накидать на угли листов каммифоры, они начнут тлеть и появится очень приятно пахнущий дым. Женщины склоняются над ним, укрываются специальными одеялами именно для этого случая и интенсивно потеют.
Получается такая «баня для одного», в течение этой процедуры тело очищается и начинает очень приятно пахнуть. Ну а затем девушки мажут кожу специальной мазью из охры, жира и эфирных масел той же самой каммифоры.
В общем, как несложно догадаться, племя это очень самобытное и довольно-таки дикое. Впрочем, и к ним уже потихоньку подбирается вездесущая цивилизация.
К химба можно приехать в гости, то есть на экскурсию, предварительно заплатив мзду и захватив с собой воды и продуктов в подарок жителям деревни. Все чаще можно увидеть маленьких детей в привычных нашему взгляду футболках, а мужчин химба в обуви из старых автомобильных покрышек — ведь бегать босыми ступнями по раскаленному песку не очень приятно.
А еще в их обиход входят вездесущие пластиковые бутылки и пакеты, это радостно и грустно одновременно. Вроде бы, людям становится легче жить… Но не потеряется ли взамен их уникальность и самобытность?