— С десять девичьих душ загубилось… А все из-за ее батюшки! Нечистыми делами занимался, вот и запер душеньку дочери-покойницы в парсуну!
Про портрет нежной красавицы Марии Лопухиной ходила дурная слава. Мол, только глянет какая-нибудь девица на него — сразу и нежилец. А желающих посмотреть находилось: уж очень хороша была Машенька.
Дочь отставного генерала графа Ивана Андреевича Толстого была выдана замуж в 18 лет за человека вздорного и тяжелого: Степан Лопухин был старше на десяток лет юной невесты, и симпатией ее не пользовался. Но с родительской волей Мария спорить не стала и принялась готовиться к свадьбе. Степан же, пытаясь заполучить расположение невесты, заказал в 1797 году ей портрет в подарок.
На нем легкая прелесть девушки оттенялась красотой природы, и эта гармония завораживала. Чуть увядшие розы должны были символизировать быстротечность женской красоты, но оказались зловещим пророческим символом.
Коротким был несчастливый брак Машеньки. Через четыре года, измученная семейными неурядицами и неизличимой чахоткой, она сошла в могилу.
Лопухин оставил портрет жены у себя в доме, куда горюющие родственники часто приходили посмотреть на него. Безутешный отец Марии, Иван Андреевич, слыл мистиком и был магистром масонской ложи. Именно его увлечения, а также внезапные смерти молодых девиц, любовавшихся портретом, дали почву зловещим слухам.
Прасковья Толстая, племянница Марии, в рок не верила, и со временем забрала картину к себе в дом. Там, в 1887 году, ее увидел меценат Павел Третьяков и выкупил уже для своей галереи. И вот уже больше двух столетий юная красавица, нежно улыбаясь, дарит тепло и радость всем любующимся на нее.
К портрету
«Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.»
Я. П. Полонский