Эдуард Бредун: талантливый, самобытный актер или «Эдик, муж Извицкой», сгубивший ее

«Как актер, он может и не плохой (хотя и в этом есть сомнения), а вот как человек- поганенький». «Актер со страшной репутацией человека, сгубившего актрису мирового уровня», — пишут в одних комментариях. «Эдуард Бредун актёр безусловно одарённый — играл легко, точно! «Актер был талантливый, самобытный», — в других.

Но каких либо положительных отзывов от коллег тоже не нашлось. Каким же был Эдуард Бредун?

Эдуард Бредун — это еще один забытый советский актер, проживший всего 49 лет. Заявка в начале карьеры была мощная, но конец — короткий и бесславный. В его фильмографии три десятка ролей в кино, в том числе главные, четыре работы у Л. Гайдая.

А помнят зрители Бредуна в основном по двум небольшим ролям в фильмах: «Иван Васильевич меняет профессию» и Паше Эмильевичу из «12 стульев», к которому обращена фраза Бендера-Гомиашвили: «Ну, ты, жертва аборта!..».

Эдуард Александрович Бредун родился в 1934 году в семье военного. В школьные годы он посещал драмкружок, но как все мальчишки его поколения Эдик мечтал стать военным, и мечта его осуществилась.

Он поступил в Тамбовское суворовское военное училище, но закончить ему его не удалось по состоянию здоровья. Семнадцатилетнего парня комиссовали, он получил аттестат о средней школы и сразу же поступил во ВГИК в мастерскую Ю.Я. Райзмана.

В кино Эдуард дебютировал в 1955 году в фильме «Зелёный дол», а первая его значимая работа — роль Геньки Монеткина в фильме Михаила Калатозова «Первый эшелон».

Первоначально режиссеры видели его как социального героя — этакого рабочего парня с окраины. Так в 1958 году Бредун сыграл главные роли в фильмах на тему установления советской власти — «День первый» Фридриха Эрмлера и «Ветер» Алова и Наумова. В этих ролях у актера еще «мягкий взгляд и мягкая улыбка».

Однако роль Мити Неверова, запутавшегося в связях с бандитами молодца в детективе «Дело «пестрых», предопределила амплуа Бредуна.

С его брутальной фактурой режиссеры стали снимать актера в отрицательных ролях: в фильме «Любовью надо дорожить» (1959) его герой предавал любимую; в детективе «Цепная реакция» (1962) решившего завязать карманника; «Коллеги» (1963) отморозка Бугрова, одетого в великолепную шубу и обутого в роскошные бурки.

*

Еще была роль Лукашки Гаврилова в фильме «Казаки» (1961) и Траяна в «Армагеддоне» (1962).

*

*

Личная жизнь

Женой актера была Изольда Извицкая — талантливая актриса, известная на весь Союз благодаря киноленте «Сорок первый». Фильм получил международное признание, а актриса Извицкая стала настоящей кинозвездой.

Они познакомились на съемках фильма Михаила Калатозова «Первый эшелон» (1955), в котором она исполнила роль Анны, а Эдуард снимался в эпизодической роли. Изольда в то время жила гражданским браком с Раднэром Муратовым (Василий Алибабаевич в «Джентльменах удачи»).

Между Изольдой и Эдуардом в одно мгновение вспыхнула страсть , вскоре влюбленные актеры решились узаконить отношения и зарегистрировать официальный брак.

Когда Борису Бибикову, обожавшему студентку Извицкую, сообщили о ее свадьбе с Бредуном, педагог опустил голову, закрыл ладонями лицо и вымолвил: «Какая страшная фамилия!..».

Уже через некоторое время Изольда сообщила в письме подруге: «Извицкая — идиотка. Вышла замуж. Да-да. Это реальное дело. Факт в паспорте. Но ты не огорчайся, мой котёнок. Она, эта дрянная девчонка, которая называется актрисой, всё такой же баламут и ничего не понимает в жизни.

Она каждый день ссорится со своим мужем по поводу: кто глава семейства. Так ещё и не выяснили»…

То есть с первых дней медового месяца между молодыми разгорелась борьба — кто круче, да и в дальнейшем по-настоящему счастливую семью им создать не удалось.

В творческих семьях к конфликтам по бытовым вопросам примешивается еще профессия. В 1956 Изольда получила роль Марютки в экранизации «Сорок первый». Уже на съемках легендарного фильма проявилась нервозность молодой актрисы.

Григорий Чухрай, видя тоску Изольды, вызвал на съёмки Бредуна и даже дал ему маленькую роль казака. В какой-то степени и это тоже повлияло на то, что роль Марютки она сыграла блестяще.

После «Сорок первого» Изольда стала ездить по миру и встречаться со зрителями. Все это придавало ей уверенности в профессии. И Бредун стал ревновать и откровенно завидовать успехам своей супруги. Тогда и началось его пристрастие к зеленому змию. Коллеги говорили, якобы его «бесило, когда в мосфильмовских коридорах его аттестовали «Эдиком, мужем Извицкой».

Дарования Бредуна были менее яркими, чем потенциал его жены, и завидуя популярности жены и, желая опустить ее до своего уровня, приучил ее к спиртному. К слову, первый в жизни бокал шампанского Изольда выпила на свадьбе, когда ей было 23.

Бредун был антипатичен многим коллегам. Так, режиссер Сергей Колосов, снимавший Извицкую в фильме «Вызываем огонь на себя», рассказывал: «Порой на съёмках Изольда была недостаточно собранна, плохо выглядела, чувствовалось, что она ведёт безалаберную семейную жизнь с Бредуном, который был мне антипатичен».

Спустя многие годы коллеги Извицкой станут открыто рассказывать о ее душевном недуге, передавшемся ей по наследству, этим недугом страдал ее брат Евгений. Возможно, именно поэтому она не решилась на беременность. Алкоголь, наложившийся на болезнь только усугубил ситуацию.

А женский алкоголизм в разы опаснее мужского. Потом и сам Бредун и в Театре-студии Киноактера, где работали супруги, Изольде советовали обратиться к наркологу. Но она отказывалась.

Изольда Извицкая очень любила своего мужа. Когда муж уезжал на гастроли или на длительные съемки, и она оказывалась в одиночестве, то это состояние ее буквально изматывало. И справиться с ним помогал только алкоголь.

Неуспехи в карьере — ему по-прежнему предлагали в основном маленькие невыразительные роли, болезнь жены, отсутствие детей Бредун заливал водкой. Они прожили с Изольдой вместе 16 лет. Но однажды, отметив новый 1971 год, после очередной попойки с женой Бредун собрал вещи и ушел ее подруге.

Кинотусовку особенно возмутил факт, что новой избранницей актера стала продавщица ковров. По тогдашним понятиям человек малодуховный, но денежный. Возможно Эдуард надеялся еще что-то исправить в своей жизни.

А меньше чем через 2 месяца актера попросили открыть своим ключом квартиру бывшей жены, которая уже несколько дней не подходила к телефону и не реагировала на входной звонок. Он проникнул в запертую квартиру с помощью взломанной слесарями двери. 38-летняя Изольда лежала на полу. Холодильник был пуст. А на столе одиноко торчал на вилке кусочек засохшего хлеба…

Талантливая красавица Изольда Извицкая умерла от истощения и алкоголизма 1 марта 1971 года, пролежав на полу двое суток. Уход мужа стал для нее, человека с психическим расстройством, страшным ударом.

По свидетельству очевидцев на похоронах Изольды, когда мерзлые камни земли полетели на крышку гроба, пьяный Бредун устроил крик: «Бросайте камни аккуратно, аккуратно, ведь ей же больно…»

В начале 1970-ых Бредун сыграл небольшие роли в фильмах Гайдая, мелькнул в «Инкогнито из Петербурга». Пить он не перестал, его практически перестали приглашать на съемки, да еще и уволили из Театра-студии Киноактера. В 1983 Бредун устроился на киностудию ассистентом режиссера. Вторая жена от него ушла.

Последние годы у Бредуна не было ни работы, ни денег. Его тело, как и тело Изольды, нашли только через пару дней. Актер ушел из жизни в полнейшем одиночестве 18 июня 1984 года. У него не осталось ни денег, ни друзей, ни ролей.

Оцените статью
Эдуард Бредун: талантливый, самобытный актер или «Эдик, муж Извицкой», сгубивший ее
Самые яркие звёздные пары советского времени