«Ее тени исчезли в полдень»: тяжелая судьба советской актрисы Александры Завьяловой и ее несправедливый уход из жизни

Последней успешной ролью для нее стала Пистимея в мини-сериале «Тени исчезают в полдень» (1971). После этого актриса вообще пропала с радаров – будто и не было ее никогда.

Лишь близкие друзья знали, что с Александрой происходит неладное: сначала ее вызывали на беседы в отдел КГБ, затем она заперлась дома с ребенком, никого не пускала в жилище, перестала есть, все твердила об опасности, которая угрожает ей и ее дочери… А потом была психиатрическая больница.

Александра Завьялова оставила яркий след в советском кино 60-х. Но времена были трудные, и они сломали жизнь актрисы.

Колесо Фортуны непредсказуемо. Часто бывает так, что рандомного человека – мужчину или женщину – подхватывает ветер судьбы, словно ураган домик Элли. И относит в Изумрудный город. Но не всем везет: некоторых относит не в сказку, а в кабинет НКВД-шника. Так и получилось с Завьяловой. Девушке не повезло. А потом она просто сломалась…

Александра Завьялова родилась и провела свое детство в селе (в семье крестьян села Титовки в Тамбовской области), где кино показывали только по выходным, но уже в школьные годы стала называть себя артисткой. Ей нравилось выступать перед толпой, петь песни, декламировать стихи. А после была театральная сцена, работа в театре и съемки в кино.

Родители были против стремления дочери выступать. Они желали, чтобы она продолжила, так сказать, династию и стала женщиной от сохи. Сама же Саша была иного мнения. В итоге она практически чудом сбежала из дома в Ленинград, где ее приютила и помогла немного освоиться родственница.

Как вспоминают земляки будущей артистки в документальном фильме «Александра Завьялова. Затворница» (ТВЦ), Саша была «боевой, с наглинкой».

В Ленинграде она поступила в театральный институт – ЛГИТМиК. Изначально она стала актрисой театра, о кино и не думала. Но снова колесо Фортуны – все совпало таким образом, что режиссер А.Захри рассмотрел в Саше талант и уговорил попробовать силы на съемочной площадке, перед камерой.

Так и началась ее кино-карьера, которая с успехом продолжалась с 1959 по 1971 гг, завершившись на «Тени исчезают в полдень».

В 1966-м ее лицо не сходило с обложек журналов и первых полос газет. Актрису снял фотограф американского «Лайфа», работавший только с главами государств и голливудскими артистами. Фотосессия проводилась в гостинице «Националь».

Во время кинофестиваля в Москве ее пригасили на званый ужин в посольстве США. Ну и, собственно, та фотосессия в «Национале» и стала началом конца. С тех пор за актрисой стали «приглядывать» определенные службы.

В первом браке, с 1963 году, у Завьяловой появилась дочь Таня. Уже в следующем году у нее разгорелся роман с Резо Эсадзе. Дочь почти все время проводила с нянями, пока мать строила карьеру и снималась. Но это не отменяло того, что мама ее любила.

Я понимаю и не осуждаю Завьялову – молодой женщине родом из глубокой деревни из Тамбовской области судьба подарила такой шанс, все происходящее было похоже на сон! Успех, съемки, слава, внимание образованных обеспеченных мужчин…

Она должна была стать замученной теткой «от сохи», а стала кино-звездой!

Один яркий роман Завьяловой стоил ей карьеры. Вскруживший ей голову бизнесмен из США провел с актрисой две недели в Одессе. Было ясно, что вместе они не будут. КГБ установило наблюдение за Завьяловой еще после съемок в «Национале», а став свидетелями романа с иностранцем, ее стали вызывать на беседы. Что конкретно они ей там говорили – неизвестно.

Но после этого Завьялова стала изгоем в кино-мире, с ней разорвали все договоренности, никуда не звали. Сама она заперлась в доме и никуда не выходила, не принимала гостей, стала вести себя, словно дикий зверь. Тогда ее впервые положили в психиатрическую больницу почти на год.

Дочь Татьяну забрал первый муж. После того, как Завьялова оказалась «на свободе», она не снималась и не ясно, как добывала себе деньги на жизнь. Сама она об этом умалчивает – очевидно, ей неприятно было вспоминать о том, как приходилось выживать.

Она родила сына Петра. Артистка так и раскрыла тайну, кто же был отцом ее единственного сына. По словам звезды фильма «Тени исчезают в полдень», мальчик рос нелюдимым, из-за этого его обижали одноклассники. Конечно, никаких психологов в советских школах не было, и Петр рос одиноким, забитым, непонятым никем мальчиком. Повзрослев, он стал выпивать.

В 1990 году Завьялова вновь надолго попала в психиатрическое учреждение. Как она рассказывала спустя много лет в интервью (да, после распада Союза об актрисе вспомнили и она, наконец, смогла поведать о том, как жила), содержание в этих учреждениях было больше похоже на заключение.

В 2016 году, накануне 80-летия, тело Завьяловой было обнаружено в принадлежащей ей квартире. Было совершено нападение, нанесен удар холодным оружием.

Как позднее выяснили следователи, трагедия разыгралась в момент ссоры матери с сыном. Известно, что Петр присваивал деньги, которые выделяли Завьяловой в качестве материальной помощи.

Впоследствии Петр получил срок заключения 8 лет. А его сын Никита (о существовании еще внука Завьяловой стало известно уже после ее смерти) посоветовал отцу больше никогда не пить и попытаться жить достойно.

Оцените статью
«Ее тени исчезли в полдень»: тяжелая судьба советской актрисы Александры Завьяловой и ее несправедливый уход из жизни
«Амбал» из фильма «В августе 44-го»: судьба Юрия Пристрома, актера-любителя, который «по крутости» не уступает своим экранным героям