Екатерина Мазурова. Любимая бабушка Кости Иночкина

Эта актриса стала популярной уже в зрелом возрасте, сыграв бабушку Иночкина в «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён», маму Трошкина в «Джентльменах удачи» и старуху Настасью Борисовну в фильме «Когда деревья были большими».

Но мало кто знает, чем занималась «бабуля из народа», когда была молодой и красивой. А ее жизнь действительно стоит внимания.

С детства девчушка выступала перед родными, потом бабушка отдала Катюшу в церковный хор. Ей нравилось быть в центре внимания, но в многодетной семье взрослеть приходилось быстро, нужно было скорее зарабатывать деньги.

В 16 лет девушка устроилась на прядильную фабрику в городе Шуя Ивановской области.

Казалось бы, здесь некогда заниматься творчеством. Но при Союзе текстильщиков была библиотека, в которой инициативная Мазурова быстро организовала любительский театральный кружок. Она дослужилась до заведующей читальным залом. Он стал площадкой сбора талантливой молодежи. Кате удалось привлечь много молодых людей и к чтению, и к театральному искусству.

Весть о интересной швее дошла до руководства местного драм. театра, и познакомившись поближе с Мазуровой, ей предложили место труппе.

В то же время, художник Евгении Спасский написал несколько картин, героиней которых стала муза Екатерина.

Так начались ей бесконечные смены провинциальных театров. Со своим супругом, актером Николаем Морозовым, судьба бросала по разным городам, пока они не осели в столице.

К тому времени Мазуровой было уже за сорок. Началась Великая Отечественная война. Николай ушел на фронт, а Екатерина, отказавшись от эвакуации, осталась в Москве. Она служила в ТЮЗе. Работы было невероятно много. Утром — спектакли для детей, а вечером — для тружеников тыла.

Нередко спектакли прерывала воздушная тревога. Актеры со зрителями спускались в бомбоубежище, а когда все стихало, снова возвращались в зал.

Довелось актрисе выступать и на передовой, перед бойцами. Екатерина Яковлевна воочию столкнулась с ужасами войны. Лишь надежда в скорую встречу с любимым супругом помогала преодолевать страх.

От Николая долго не было вестей. Однако в 1944 году они наконец воссоединились. Морозов был тяжело ранен, лежал в госпитале в Гомеле. Мужчине грозила ампутация обеих ног.

Екатерина не отчаивалась, она сумела выходить супруга, и хотя Николай остался инвалидом, он мог передвигаться на костылях.

На женщину легли все заботы по содержанию семьи. Она с удвоенной силой окунулась в работу. Даже ездила на гастроли с театром в ГДР.

Столь напряженный график между театром и домом не мог не сказаться на здоровье актрисы. Ухаживая за мужем, Екатерина Яковлевна часто забывала о себе. Два инфаркта Мазурова пережила буквально на ногах. И все это время переживала не за себя. Перспектива не выйти из больницы пугала ее только тем, что любимый Коленька останется один.

Врачи предложили актрисе неожиданные решение: оставить театр и перейти работать в кино.

До этого Екатерина Мазурова не имела никаких дел с кинематографом. Имя ей сделали именно яркие образы на театральных подмостках. Поэтому для женщины было непросто попытаться зацепиться за этот призрачный шанс — стать ещё и актрисой кино. Но у нее получилось.

Все естественно началось с эпизодов. Дебютом стала картина «Анна на шее», где в главной роли блистала Алла Ларионова.

У Екатерины Яковлевны были большие сомнения, сможет ли она, но любимый супруг посоветовал ей представить, что это тот же театр.

Несмотря на то, что у Мазуровой был всего один крупный план, ее заменил Леонид Гайдай и пригласил на съёмки фильма «Долгий путь».

На самом деле, образы фактурных бабушек был очень востребованы.

В фильмографии актрисы множество ролей второго плана: мама Ларисы Марья Федоровна в фильме «Дело было в Пенькове» (с Майей Менглет в главной роли), тетя Настя — «Когда деревья были большими» (с Инной Гулая и Юрием Никулиным), бабушка Иночкина — «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён», мама Трошкина — «Джентельмены удачи» (с Савелием Крамаровым), баба Маня («Большая перемена») и другие.

Во время съёмок в «Добро пожаловать…» у Екатерины Яковлевны умер муж. Продолжать работу было очень тяжело, но Мазурова поняла, что профессия — это все, что у нее осталось, и она продолжила держаться за это.

А ещё одинокая актриса продолжила хобби своего отца — антикварное дело. У нее уже имелась коллекция, заботливо собранная родителем и Мазурова потихоньку ее приумножала.

Ей передалось умение отличать оригиналы от подделок. Актриса сумела поразить даже профессионалов.

Екатерина Мазурова все чаще стала наведываться в родную Шую. Ей нравилось вспоминать свое детство, снова любоваться природой, узнавать новое о истории родного края.

Актриса наведалась в краеведческий музей, который открыли накануне и предложила безвозмездно подарить музею часть своей богатой коллекции. Работники музея не знали, что мебель, вышивка, керамика и живопись стоят баснословных денег.

Мазурова отличалась невероятной скромностью, несмотря на известность, никогда не просила для себя. Когда начались проблемы с жильем (старый дом актрисы подлежал сносу и новую квартиру давали на окраине города), знакомые советовали актрисе обратиться к властям. Но она предпочла переехать туда, куда ей указали, а беспокоить важных людей считала неприличным.

Однако, в скоромное жилище актрисы часто наведывались друзья и знакомые, зная, что Екатерина Яковлевна — гостеприимная и хлебосольная хозяйка.

Актриса родилась в 1900 году и прожила 94 года. Когда Мазуровой не стало, ее провожали всем двором. Ее большое и доброе сердце перестало биться в октябре 1995го года.

Оцените статью