Элем Климов и Лариса Шепитько: два сердца, бившиеся в унисон

У режиссера Элема Климова была непростая творческая судьба. Его фильмы перемонтировали по идеологическим соображениям, не пропускали на экран, к тому же исполнить свою мечту – экранизировать роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — он так и не смог. Брак Элема Германовича с коллегой Ларисой Шепитько окончился трагедией.

Оба учились на режиссерском факультете ВГИКа, он на первом, она – на пятом курсе. Лариса была одной из самых красивых девушек на потоке. Оба как-то стояли в очереди в кассу за стипендией, там и познакомились. Элем попытался делать комплименты Ларисе, которые не были приняты – парню девушка намекнула, что шансов у него нет.

Через несколько лет Лариса Шепитько снимала свой первый полнометражный фильм по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». В киноэкспедиции съемочную группу скосила желтуха, Лариса слегла, и тут Климов вызвался ей помочь. Так они стали работать вместе, и больше не расставались до гибели Ларисы.

Почти одновременно они выпустили свои первые художественные киноленты. Сначала вышел «Зной» Шепитько, а потом «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Климова. Обе картины тепло приняли критики и зрители. И тогда они решили оформить отношения.

У Ларисы Шепитько было одно условие для брака – Климов после регистрации никогда не должен был давить на супругу, как на режиссера. Элем Германович свое слово сдержал.

Они были красивой парой. Оба – яркие и самобытные режиссеры, но творческие взлеты и падения у них никогда не совпадали.

Во второй половине 60-х годов у Ларисы Ефимовны началась череда неудач — ее фильм «Родина электричества» чиновники Госкино отказались выпускать на экраны, потом была тяжелая беременность и травма позвоночника, от которой она отходила несколько месяцев. Но потом родился сын Антон, и у пары все постепенно наладилось.

Через два года после родов Лариса Шепитько снова возвращается в кино, и снимает фильм «Восхождение», ставший вершиной ее карьеры. Киноленту оценили не только в СССР, но и на Западе. Между тем, именно этот фильм едва не разрушил брак двух режиссеров – Лариса Ефимовна стала знаменитой, летала в разные страны на кинофестивали.

А у Климова в этот период не было успехов, картину «Иди и смотри» в производство запустить никак не получалось. Фильм «Похождения зубного врача» положили на полку. Все это привело к тому, что Элем Германович ушел из дома. Но мудрость и терпение Шепитько оказались сильнее депрессии ее супруга – она смогла вернуть возлюбленного домой.

Лариса Ефимовна собиралась снимать фильм под названием «Село Степанчиково» по Достоевскому, но по совету супруга, переключилась на «Прощание с Матерой» Валентина Распутина.

В качестве площадки для съемок выбрали Селигер. Перед отъездом на съемки Шепитько попрощалась с мужем и сыном, попросив приехать к ней на съемочную площадку – съемки были намечены на июль.

Но этой встрече не суждено было случиться – 2 июля 1979 года автомобиль, где находилась режиссер, на полной скорости выехал на встречную полосу и врезался в грузовик. Шансов выжить у Ларисы Шепитько не было. Кстати, в ночь на роковой день Элем Климов увидел вещий сон – его супруга погибла в ДТП.

Через несколько месяцев Климов нашел силы завершить киноленту супруги. Сына он воспитал сам.

Кстати, свою последнюю киноленту «Иди и смотри» режиссер снимет через шесть лет. Больше фильмов он не выпустит, так как переключится на бюрократическую работу в составе правления Союза журналистов. Сам режиссер признавался, что снимать без музы он не мог. Климов ушел в мир иной в 2003 году, пережив супругу почти на четверть века.

Оцените статью