Эмилия Прахова: женщина ставшая музой и страстью Врубеля

Художника Михаила Врубеля знают многие люди, а вот имя женщины, которая долгое время сводила его с ума, знакомо единицам. Звали ее Эмилия Львовна Прахова.

Как все начиналось

Эмилия появилась на свет в 1849 году в Петербурге, но была француженкой. Ходили упорные слухи, что ребенок являлся внебрачной дочерью военного министра Милютина. Мол, это родство в будущем обеспечило финансовое благосостояние Праховых. Но истины мы не узнаем.

Эмилия рано влюбилась и захотела связать себя узами брака. Ей было всего шестнадцать лет, когда она стала женой искусствоведа Адриана Прахова. Замужество оказалось очень удачным. У супругов было много общего, а ещё оба увлекались искусством.

Эмилия любила музыку, прекрасно играла на пианино, являлась ученицей самого Ференца Листа. Муж вращался среди художников и дом Праховых постоянно посещали самые известные и гениальные личности того времени.

О гостеприимстве Праховых писали в своих воспоминаниях Нестеров и Поленов. Примечательно, что оба живописца считали, что Эмилия некрасива.

Из воспоминаний Поленова:

Супруга Прахова Эмилия Львовна оказалась женщиной некрасивой, экстравагантной, но в общем приятной и гостеприимной.

Так как дом Праховых постоянно посещали художники, то вполне естественно, что женщина становилась моделью для портретов. Ее писали и Репин и Серов. На них она кажется вполне привлекательной особой.

Адриан Прахов познакомился с молодым и талантливым художником Михаилом Александровичем Врубелем и пригласил его расписывать Кирилловскую церковь и участвовать в реставрации Софийского собора.

Врубель активно принялся за работу и создал 150 рисунков.

Оказавшись в гостях у Праховых, Врубель загорелся пламенной страстью к Эмилии. Его не смущало, что она замужем и старше его. Ему было 28 лет, ей 35 лет. Не останавливало наличие троих детей у Праховых. Он был словно околдован ей и не видел никаких препятствий.

В 1884 году Врубель создаёт великолепную картину «Богоматерь с младенцем», где с полотна на нас смотрит выразительное и прекрасное лицо Эмилии.

Чем все завершилось

Эмилия Львовна, видя что стала объектом одержимости художника, относилась к этому как к творческому явлению. Художникам нужно вдохновение, это нормально, но сама она не давала ему надежды.

Как-то художник Константин Коровин поинтересовался у Врубеля, что у него за белые шрамы на теле и тот ответил:

Поймете ли вы. Значит, что я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались.

Врубель страдая от любви дошел до того, что решился просить руки Эмилии Львовны у ее мужа. Ситуация становилась чересчур пикантной. Эмилия стала личным Демоном Врубеля.

Конечно, никто не дал ему ее руки. Он писал ей письма, которые она через много лет велела сжечь дочери, в случае своей смерти. Он отражал черты любимой женщины в своем творчестве и даже в его знаменитой картине «Царевна Лебедь» угадываются черты роковой Эмилии.

Чувства были ослаблены под давлением расстояния и времени. А потом судьба преподнесла Михаилу Александровичу Врубелю знакомство с будущей супругой. Звали ее Надежда Забела.

Эмилия Львовна Прахова через некоторое время разъехалась с мужем и поселилась в том доме, где некогда жил любивший ее художник. Она пережила его на 17 лет и умерла в 1927 году. О Врубеле она помнила до конца своих дней и хранила все его письма. Сейчас мы их уже не прочитаем. Дочь выполнила наказ матери и сожгла письма.

Оцените статью