«Если хочешь жениться на актрисе, лучше женись сразу на целом заводском общежитии»: как мать Каспарова помешала его любви с Неёловой

Марина Неёлова — замечательная актриса, которой были подвластны роли в любых жанрах, она играла в драмах и комедиях, мелодрамах и фарсе, детективах и сказках.

Почитателям таланта Неёловой запала в душу и героиня «Осеннего марафона» Аллочка, влюблённая в женатого Бузыкина. А через несколько лет и в жизни Марина пережила любовную драму, хотя её избранник не был женат и мало походил на Бузыкина. Много лет актриса скрывала, кто является отцом её единственной дочери Ники.

Ещё учась на третьем курсе Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, Марина снялась в «Старой, старой сказке». Её едва не оставили на второй год, так как съёмки занимали много времени! А ведь этого прекрасного дебюта в кино могло не состояться.

Олег Даль, увидев её на пробах, фыркнул: «Кого угодно, только не эту!», так как Неёлова стеснялась и деревенела перед камерами.

— Ты должна показать всё, на что способна! Ты сможешь! Не тушуйся! — ассистент режиссёра нашёл нужные слова, чтобы подбодрить дебютантку, и она кинулась в бой.

— И я открылась, да так, что оператор был удивлен моей наглостью, которая на самом деле была моим способом самозащиты, — рассказывала Марина. — Я тогда насмешила всех своим отчаянием. Кошеверова — нежный, чуткий человек — нашла в этом что-то и утвердила меня на роль.

С Олегом Далем они прекрасно сыгрались. Никакой натянутости в отношениях не было, актёр увидел, что партнёрша «вытягивает» роль и помогал ей советами во время съёмок. Марина же восхищалась Далем.

— Олег был очень красивый. Когда он появлялся на сцене или в жизни, люди мгновенно замирали и смотрели только на него. Он обладал магнетизмом, устоять против которого было невозможно.

В 1971 году через два года после окончания института Марина вновь встретилась с Олегом на съёмочной площадке. Фильм «Тень» стал ещё одним триумфом молодой актрисы.

Перед этим Марина успела сняться в ещё одном фильме и выйти замуж. Мужа ей подарил кинематограф, поскольку в неё с первого взгляда влюбился актёр и режиссёр Анатолий Васильев, когда отсматривал актрис на роль в своём фильме «Цвет белого снега».

Пара поженилась в 1970 году, а через два года актриса переехала к супругу в Москву. Её пригласили в театр Моссовета, а через четыре года актриса ушла в «Современник», этому театру Неёлова была предана всю жизнь.

Молва приписывала Неёловой и Константину Райкину, который переманил Марину в «Современник», любовный роман. Дружба между ними сохранилась на всю жизнь. Сам Константин так вспоминал то время:

— Это сложно… Партнёрство на сцене и партнёрство в жизни — разные вещи. Марина и я — мы совершенно независимо от наших желаний тяготеем друг к другу. И всегда так было. Я ну просто умирал от нее! Она ко мне тоже хо… Нет, «хорошо относилась» — это не те слова. Мы просто жить не могли друг без друга!

Брак с Васильевым продлился восемь лет и закончился разводом. Неёлова пропадала то в театре, то на съёмках: она снялась за это время больше, чем в двадцати фильмах и фильмах-спектаклях, среди которых яркие картины «Монолог» (1972), «Принц и нищий» (1972),

«С тобой и без тебя» (1973), «Ночь ошибок» (1974), «Ольга Сергеевна» (1975), «Слово для защиты» (1976), «Между небом и землей» (1977), «Красавец-мужчина» (1978), «Фантазии Фарятьева» (1979).

Бывшие супруги отдалились друг от друга из-за постоянной занятости Марины и расстались.

Талантливая актриса и красивая женщина не долго оставалась одна, её часто стали видеть с Гарри Каспаровым. На момент встречи с ним будущему чемпиону мира по шахматам был 21 год, а Марине — уже 37. Он был очарован игрой Неёловой, когда попал на постановку «Трёх сестёр», а личное знакомство состоялось в гостях у тренера по фигурному катанию Татьяны Тарасовой.

Сам Каспаров описал их отношения в автобиографии «Дитя перемен».

— Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Она была старше меня, как и все мои тогдашние подруги. Отчасти потому, что я очень быстро повзрослел, но гораздо больше из-за того, что ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж.

Об этом, разумеется, я и помыслить не мог, так как готовился к первому своему матчу на первенство мира (в 1985 году Каспаров стал чемпионом мира — от автора). Всё — моё здоровье, мои тренировки, мои устремления — было подчинено этой цели. С другой стороны, я был нормальным молодым человеком с обычными потребностями и желаниями. И отнюдь не был монахом.

Марина тем и устраивала меня, что не хотела замуж. Она понимала истинную природу моей борьбы и оказывала мне всяческую поддержку. У нас было много общих друзей среди писателей и художников.

В элитарном московском театре «Современник» она оказалась после успешно сыгранной ею роли женщины, брошенной своим любовником (в фильме «Монолог»). Театральный критик однажды сказал о ней: «По сцене она двигается, как беспокойная кошка… У нее голос избалованной девочки и эротичная внешность, которая электризует публику».

Вне сцены говорили, что «она — та женщина, которая прячет свою душу глубоко внутри, выпуская наружу злобные слова, словно роза – шипы». Короче говоря, это была неординарная женщина, и неудивительно, что молодой человек 21 года очаровался ею.

По природе своей я щедрый парень, и мне доставляло огромное удовольствие покупать ей подарки во время моих поездок за границу. Но в 1986-м я был сильно озабочен подготовкой к матч-реваншу со всеми вытекающими из этого утомительными ограничениями. Я почти перестал видеться с Мариной.

Расставание становилось неизбежным, а разлука была столь долгой, что я был полностью уверен: ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас к тому времени уже вел отдельную личную жизнь. В общем, я попытался выбросить все это из головы и сосредоточиться только на шахматах.

Неёлова ходила на все его важные матчи, была хорошо знакома с матерью шахматиста Кларой. Мать улыбалась актрисе, но считала, что в дальнейшем эти отношения ему не нужны, и, тем более, не стоит жениться на актрисе.

— Если хочешь жениться на актрисе, лучше женись сразу на целом заводском общежитии, — убеждала она Гарри.

Об этом романе знал весь театр, коллеги были удивлены поступком Каспарова, а Валентин Гафт сказал прямо:

— Каспаров недостоин, чтобы его принимали в приличном доме!

В 80-е годы зрители увидели сильные работы Неёловой в фильмах «Дамы приглашают кавалеров» (1980), «Транзит» (1982), «Спешите делать добро» (1982), «Карусель» (1983), «Следствие ведут знатоки: Полуденный вор» (1986), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988) и других.

В 90-х актриса снималась в сильных интересных драмах «Ты у меня одна» (1993), «Тюремный романс» (1993), и в костюмно-исторических фильмах «Ревизор» (1996), «Сибирский цирюльник» (1998).

Фильмы с участием Марины Нееловой вошли в золотой фонд советского кинематографа, и интерес к ним не угасает. Актриса до сих пор является кумиром нескольких поколений.

В 1987 году у Марины родилась дочка Ника. Своё женское и семейное счастье актриса обрела в браке с Кириллом Геворгяном, удочерившем Нику. Вслед за супругом (дипломатом, советником российского посольства) Неёлова уехала в Париж, затем в Голландию. Она долгое время жила на две страны, продолжая играть в «Современнике» и изредка снимаясь в кино.

*

Ника окончила в Нидерландах Королевскую академию искусств и стала скульптором, создаёт художественные инсталляции, живёт и работает в Лондоне.

Про своего супруга Неёлова говорит, что он никогда не требовал от неё уйти из профессии, а она счастлива, что по-прежнему играет на сцене и совмещает актёрскую деятельность и работу на телевидении с семейной жизнью.

Оцените статью
«Если хочешь жениться на актрисе, лучше женись сразу на целом заводском общежитии»: как мать Каспарова помешала его любви с Неёловой
Как ты могла, подруга моя