Как только не называли эту великую женщину: комедиантка, клоунесса, даже Чарли Чаплином в юбке. “Ну даёт смешная девчонка!”, — восхищались зрители.
Казалось бы, жизнь Фаины Раневской, как и у её героинь, сплошная комедия, искрит весельем, полна забавных случайностей, иначе откуда такой талант смешить.
Никто и не подозревал, какие драмы и трагедии скрывала за кадром королева комедий Фаина Раневская.
После выхода на экраны фильма “Подкидыш”, Фаину Раневскую буквально преследовали фразой: «Муля, не нервируй меня!». Актриса негодовала, она считала эту роль не самой удачной в своей карьере и очень переживала, что именно в образе Ляли так полюбилась зрителям.
“Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга”, — горько иронизировала Раневская. Она родилась в Таганроге, в семье нефтепромышленника. В 14 лет увлеклась театром, без памяти влюбилась в МХАТовского красавца актёра Василия Качалова.
И когда после революции семья на собственном пароходе уплывала в эмиграцию, решила остаться в России, отработать свой первый актёрский контракт.
Всю жизнь Раневская была классической бессребреницей. Не задумывалась о материальном благополучии, покупала вещи, чтобы дарить нуждаемся, знакомым, незнакомым, тем кого любила и принимала в свою жизнь.
8 мая 1947 года в Ленинграде, перед зданием Дома Кино на Невском проспекте яблоку негде упасть. Зрители собрались на премьеру картины “Золушка”. В послевоенном голодном Ленинграде сама идея создания киносказки была фантастическая. И “Золушку” ждали как чуда.
Уже на первом показе вздорная и коварная мачеха, в исполнении Фаины Раневской вызвала у публики не ненависть, а настоящий восторг. Какая игра, какой подтекст.
В её сказочной злодейке многие узнали своих современниц: склочную соседку или завистливую сослуживицу, или даже наглую жену номенклатурного партийного работника.
Несмотря на успех у зрителей, советский кинематограф не позволял актрисе выйти за рамки эпизода. Но как хорошо смешит, как едко острит, по существу.
После съёмок в картине “Золушка” Фаина Раневская получила большой гонорар, но вместо радости испытала неловкость и стыд, начала расспрашивать коллег в театре кому и что нужно купить, кто мечтает об обновках, все деньги раздала, а потом вдруг обнаружила, что у самой ничего не осталось.
Неужели ей нравилось быть модницей только на экране?
Для съёмок в картинах она использовала собственные наряды. Её Ляля из фильма “Подкидыш” разодета не как типичная гражданка советского союза, платье модного фасона, шляпка, миниатюрная сумочка и зонтик, который Фаина Георгиевна принесла из дома. От образа веяло не советским шармом, что тоже шло в копилку её невостребованности в кино.
Раневская не занималась бытом, не хотела. Могла отказать себе во всем, лишь бы заплатить домработнице. Горько сетовала, что дожила до времени, когда домработницы исчезли, потому что ушли в актрисы.
О своих любовных приключениях Раневская предпочитала не распространяться, не без иронии вспоминала о первом любовном свидании.
На заре карьеры в одном из провинциальных театров Фаина влюбилась в главного красавца труппы. Герой-любовник напросился к актрисе в гости. Раневская купила вина, фруктов, напудрилась и стала его ждать, а он явился под шафе, да ещё и в обнимку с дамой и попросил Фаину погулять часок другой. На этом свидание закончилось.
На экране и на сцене Фаина Раневская была жизнерадостной, остроумной, энергичной, а за кадром она казалась язвительной, грубоватой и даже скандальной.
Но на самом деле актриса была натурой тонкой, ранимой и очень одинокой. На склоне лет её единственным другом стал пёс по кличке Мальчик.
Одна из величайших актрис 20-го века ушла, не дожив месяца до 88-летия.