— Прошу дайте мне одежду и еду, — молила, грязная девушка. У неё было изможденное лицо, впалые глаза с кругами под глазами и губы с морщинками вокруг. Её белокурые волосы были словно выдраны, грязные, и от неё пахло фекалиями. Однако на её лице читались следы прежней красоты. Кем же она была?
Однажды в Национальный суд в Кракове поступило анонимное письмо, содержащее шокирующую информацию. Автор письма сообщил, что монахиня по имени Барбара Убрык была заточена в монастыре кармелиток против воли. Удивительно, что автор знал имя монахини, так как монастырь был закрыт, а имена друг друга знали только жительницы монастыря.
Письмо не осталось без внимания со стороны правоохранительных органов. Суд Кракова постановил проверить в каких условиях содержится так называемая Барбара Убрык.
Дело было поручено гражданской и церковной комиссии. 21 июля 1869 года проверка вошла в монастырь кармелиток на окраине Кракова. С виду это был приличный монастырь, но весьма нуждавшийся в ремонте.
Комиссия потребовала у настоятельницы монастыря, графини Марии Венжик, немедленно увидеть сестру Барбару Убрык. Глаза Марии забегали. Она отказалась. Лишь давление и авторитет епископа вынудили её уступить.
В комиссию также входили: судебный помощник, доктор, судебные заседатели и протоколист. Их повели по темным и узким коридорам к самой дальней и невзрачной двери.
Когда двери открыли, комиссия была ошеломлена от увиденного. В камере с замурованным окном, сидело голое, покрытое грязью и фекалиями человекоподобное существо. Именно существо! Оно съежилось от холода и боли, испуганно поглядывая на своих нежданных гостей.
Это было настолько ужасное место, что не подходило ни для чулана, ни для узника, совершившее тяжкое преступление. В тесной комнате было сыро и мрачно, в углах царствовала плесень, вместо кровати на полу лежала гнилая солома, а из посуды были две грязные глиняные миски с едой.
Внезапно узница заговорила. Да, это определено была женщина, только её возраст определить по внешнему виду было невозможно.
— Дайте горячей еды, я умираю от голода, — простонала Барбара.
— Как же вы здесь оказались? — спросили члены комиссии.
— Я совершила грех, — грустно ответила женщина, позднее добавив, — но и вы, сестры, жительницы монастыря, не ангелы.
— Что же вы стоите! Принесите ей еду м чистую одежду! — немедленно приказал доктор.
— Вот такая у вас любовь к ближнему, женщины! Люди ли вы или фурии, что так обращаетесь с рабой Божьей! — отчитал настоятельницу епископ.
После осмотра состояния Барбары доктор сделал вывод, что условия её пребывания очень негативно сказались на моральном и физическом здоровье. Удивительно, что она жива. Но причина, по которой несчастная попала в этот монастырь, обескуражила всех.
Новость о узнице в монастыре кармелиток быстро разлетелась по Кракову. Публикация в газете «Czas» от июля 1869 года вызвала массовые беспорядки в Кракове. В день публикации состоялась спонтанная демонстрация, в которой участвовали более шести тысяч человек, включая известных деятелей культуры.
Толпа направилась к монастырю кармелиток, выбивая стёкла и пытаясь прорваться через ворота, что было пресечено органами правопорядка. Аналогичные демонстрации прошли перед другими монастырями. Были требования изгнать иезуитов и кармелиток из Кракова, и тысячи людей подписали соответствующую петицию.
Настоятельница монастыря графиня Мария Венжик, её заместительница и помощницы были задержаны. Тяжкий грех!
Расследование показало, что автором анонимного письма был Антоний Гонсиоровский, ветеран Январского восстания. Каким-то образом он узнал о несчастной, которую постигла непростая судьба, а после добила её условиями содержания в монастыре. Суд отказался от дальнейшего расследования в отношении монахинь-кармелиток, ссылаясь на состояние психического здоровья Барбары Убрык.
Барбару Убрык на самом деле звали Анной. Она родилась 14 июля 1817 года в Венгруве. Когда ей было 13 лет она потеряла отца, а через четыре года потеряла и мать. Полная сирота.
В 19 лет она отправилась в Вильнюс, а затем в Варшаву с намерением уйти в монастырь. Её красота вызывала восхищение, и многие молодые люди посещали костёл монахинь ради неё.
Анна Убрык впервые влюбилась в Станислава Кшивду, органиста, который играл и пел в костеле. Их чувства оказались взаимными, и они начали встречаться ежедневно, даже дали клятву любви у алтаря.
Однако, если Анна видела в этом лишь духовную привязанность, Станислав стремился к земной любви. Он желал ей обладать. Прекрасная и наивная Анна испугалась. Не выдержав его настойчивости, Анна ушла в монастырь, а разочарованный Станислав покинул Варшаву.
Послушничество Анны привело к тому, что молодые люди стали приходить в костел, чтобы передать ей горячие любовные письма. Это привлекло внимание настоятельницы, и Анну отправили домой, решив, что ей подходит более строгий монастырь.
Разочаровавшись в любви, Анна вернулась в Венгрув, но вскоре поехала в Краков и ушла в монастырь кармелиток. Многие мужчины пытались отговорить Анну от этого шага, ведь по их мнению её красота не должна была прозябать в четырех стенах.
Анна, принявшая имя Барбары Терезы, не выдержала строгих правил монастыря. К своему ужасу она поняла, что ей предстоит жить в таких условиях всю жизнь! В 1845 году, спустя четыре года, у неё началось психическое расстройство.
Она начала странно себя вести: танцевала, громко пела, опрокидывала книги и гасила свечи. И всего этого можно было избежать, если бы Барбару освободили! Но суровые сестры решили иначе. Ведь Барбара дала бессрочный обет монахиням. Они приглашали врачей, которые лишь пускали ей кровь и лечили пиявками.
В конце концов, её заперли в келье, где она провела 21 год в ужасных условиях. Барбара стала агрессивной и не пускала к себе посторонних. Она кидалась в гостей тяжелыми предметами и даже каким-то образом отодрала плитку своей темницы.
Только после вмешательства епископа Антония Галецкого Барбару освободили и перевели в больницу.
Барбару поместили в приют для умалишенных, где она жила до своей смерти в 1898 году. Она умерла в возрасте 81 года. К тому времени её психическое состояние стало необратимым. В больнице Барбара вела себя спокойно, хорошо ела и проводила время с чёрным котом. Дело Барбары вызвало возмущение общественности и стало известно далеко за пределами Польши.
А вот Станислав Кшивда уехал в Стамбул, принял ислам и поступил на службу к султану. Он никогда не был женат.