Фурцева была в ярости. Как она, эта девчонка, эта выскочка, могла позволить такое! Ей доверили представлять за рубежом высокий статус советского кинематографа, а она, она творила такое! Ни стыда ни совести! Закурив, министр культуры заходила по кабинету. Наконец, остановившись, кивнула секретарю:
-Пишите же! Девчонку нужно примерно наказать.
Родилась Лариса 4 марта 1939 года в Ленинграде, а уже через два года город был блокирован гитлеровцами.
Двухлетняя девочка оказалась с мамой, Евгенией Адольфовной Лужиной, урожденной Трейер, совершенно одна — папа, штурман дальнего плавания Анатолий Иванович Лужин, ушел в ленинградское ополчение в первые дни войны и погиб от ран в возрасте 30 лет.
В 1944 году мать смогла вывести Ларису из блокадного города по знаменитой «Дороге жизни», проложенной прямо по льду Ладоги. В эвакуации Лужины жили в городе Ленинске-Кузнецком в Кемеровской области.
После войны Евгения с дочерью хотела вернуться в Ленинград, однако, в их 3-х комнатной квартире поселилось много незнакомых людей. Лужины оказались без крыши над головой. К счастью, блокадниц приютил брат Евгении Лужиной, Карл-Густав Трейер, который работал прокурором в Эстонии.
В Таллине Лариса пошла в школу. В возрасте восьми лет девочка стала заниматься в школьном драмкружке, возглавлял который известный артист Иван Данилович Россомахин.
Благодаря Ивану Даниловичу драмкружок в средней школе Таллина дал целую плеяду отечественных звезд театра и кино. С Ларисой Лужиной занимались Владимир Коренев, Виталий Коняев, Игорь Ясулович, Лилиан Малкина.
Россомахин учил детей со всей отдачей, заражал их своей любовью к актерству. В результате школьному драмкружку вскоре доверили постановки на профессиональной сцене.
В возрасте 15 лет Лариса Лужина считалась главным талантом драмкружка. Иван Данилович прочил ученице большое будущее.
В 1955 году Лариса окончила школу и тут же отправилась в Ленинград, будучи совершенно уверенной, что «в актрисы» ее обязательно возьмут. Однако актерский мир оказался не столь приветлив к 16-летней девушке.
В Ленинградский театральный институт им. Островского Лариса не поступила. Девушка была вынуждена вернуться в Таллин.
Мама больше не могла содержать дочь, и Ларисе пришлось пойти работать на завод: сначала она трудилась на знаменитой кондитерской фабрике «Калев», затем — на фармацевтическом производстве.
Как-то раз юную красавицу заметил посетивший фармацевтический завод министр здравоохранения ЭССР. Вскоре девушке поступило предложение — стать секретарем министра. Лариса согласилась.
Министр помог девушке найти работу, соответствующую ее выдающейся внешности: Лужина устроилась манекенщицей в Таллинский дом моделей.
Профессия манекенщицы в большей степени отражала желания Ларисы, чем работа у заводского станка. Однако, прикоснувшись в детстве к миру театра, девушка все также мечтала об актерстве.
В 1959 году ее мечта, наконец, сбылась. И сбылась совершенно случайно.
Лариса шла на работу мимо павильонов Таллинской киностудии, и вдруг ее окликнула женщина, оказавшаяся ассистенткой режиссера фильма «Незваные гости».
Лужина получила приглашение на кинопробы, и успешно их прошла. Роль Ларисе, правда, досталась маленькая — девушка сыграла певицу ночного кабаре. Однако Лужина была довольна дебютом в кино и с нетерпением ждала новых предложений. К ее счастью, они не заставили себя долго ждать.
Уже в следующем, 1960-ом году, режиссер Герберт Раппопорт предложил Ларисе одну из главных ролей в фильме «В дождь и в солнце». Это был огромный прорыв и невероятная радость.
Но в 60-м у Ларисы случилось и еще одно знаковое событие. Она все-таки поступила! Да не куда-нибудь, а во ВГИК, в Москву, на курс самого Сергея Аполлинариевича Герасимова!
В статусе студентки ВГИКа Лужина великолепно отработала на съемочной площадке у Раппопорта. «В дождь и в снег» был тепло встречен и зрителями, и критиками.
За следующий свой фильм Лариса должна была поблагодарить своего учителя Сергея Герасимова. Режиссер порекомендовал Лужину коллеге Станиславу Ростоцкому, искавшему исполнительницу роли Светланы в фильм «На семи ветрах».
В 1961 году Лариса отправилась в Канны представлять «На семи ветрах» в компании Сергея Герасимова, актрисы Инны Гулая, режиссеров Льва Кулиджанова, Станислава Ростоцкого и Юрия Райзмана.
Лужина не могла и представить, что поездка во Францию обернется для нее огромным скандалом, который чуть было не поставил крест на ее столь успешно стартовавшей кинокарьере!
Лариса отправилась в Канны, везя в чемодане шикарное вечернее платье от Таллинского дома моделей. В этом платье Лужина прошлась по красной дорожке, затмив многих западных звезд, затем участвовала в официальном приеме делегаций.
На банкете один из французов предложил молоденькой советской актрисе станцевать твист. Лариса согласилась и исполнила этот, в общем-то, совершенно безобидный танец, с блеском.
Однако уже на следующее утро на Фестивале возник слух: советская актриса исполняла не только твист, но и канкан, задирая юбку так, что были видны стройные ноги.
Лариса как ни в чем ни бывало вернулась в Москву. Вскоре Лужиной сообщили: журнал Paris Match с фотографиями актрисы и со статьей под заглавием «Сладкая жизнь советской студентки» попал на стол к самой Екатерине Алексеевне Фурцевой, всесильному министру культуры СССР.
Знакомый актер передал Ларисе слова Фурцевой:
«Ездила на Запад задирать юбку, а не фильм представлять!».
Министр вычеркнула Лужину из всех списков для иностранных поездок, что стало для начинающей актрисы тяжелейшим ударом.
Лариса находилась в черной депрессии, постоянно плакала, была, как она позднее признавалась, в одном шаге от самоубийства. Сергей Герасимов, узнав о страданиях девушки, самолично отправился на прием к Фурцевой и заявил:
«Это моя ученица, я разрешил танцевать».
Вмешательство великого режиссера заставило Фурцеву отступиться: запрет на поездки был снят. Лужина побывала на фестивалях в Чехословакии, Польше, Иране, Швеции.
В 60-е Лужина стала, как ее называли, «актрисой на экспорт». Редкий советский актер снимался в иностранном кино больше, чем Лариса. В основном, конечно, это были фильмы производства ГДРовской студии «ДЕФА».
В частности, Лариса сыграла роль антифашистки Евы в многосерийном фильме Иоахима Хюбнера «Доктор Шлюттер». Снявшись в шести ГДРэровских фильмах, Лариса вскоре стала одной из самых популярных актрис Восточной Германии.
В СССР одной из знаковых для Лужиной работ стала роль врача Ларисы в фильме Станислава Говорухина «Вертикаль». Этот фильм подарил молодой актрисе знакомство с Владимиром Высоцким, слава которого уже гремела на весь СССР.
В 1966 году, сразу после съемок «Вертикали» Владимир Семенович написал потрясающую песню «Она была в Париже».
С Мариной Влади Высоцкий еще не был знаком, и песня эта была посвящена именно Ларисе Лужиной.
«Вертикаль» пользовалась в СССР ошеломительной популярностью: фильм стал культовым. В дальнейшем Лариса много снималась в приключенческих лентах, но на ее счету также немало ролей в психологических драмах и мелодрамах.
В 1976 году Лариса в картине «Так начиналась легенда» воплотила на экране образ Анны Тимофеевны, матери Юрия Алексеевича Гагарина. Ради этой роли Лужина отправилась в Гжатск, чтобы пообщаться с матерью первого космонавта.
Эту поездку актриса запомнила на всю жизнь. Мама Гагарина, живущая в скромном одноэтажном домике, встретила гостью, как свою дочку. Обняла, накормила, напоила. Лариса была потрясена добротой, простотой и невероятной щедростью мамы Юрия Алексеевича.
Тяжелые времена для Ларисы Лужиной, как и для всех отечественных артистов, наступили в 90-е. Союз распался, кинематограф лежал в руинах, вместо студий Мосфильм и Ленфильм кино снимали студии-однодневки, а деньги на съемки давали бандиты.
Лариса не хотела в этом участвовать. Лужина создала собственный спектакль под названием «Театральный анекдот» и с ним объездила всю Россию.
В 2024 году Ларисе Анатольевне исполнилось 85 лет. Она по-прежнему активна, полна сил, занимается политикой по примеру Екатерины Фурцевой, преподает актерское искусство в Московской детской академии при правительстве Москвы.
В кино Лужина снималась вплоть до 2021 года, а в театре время от времени играет до сих пор.
На вопрос журналиста, как Ларисе удается сохранять себя в прекрасной форме в таком возрасте, актриса ответила:
«Блокадная закалка».