«Моя жена транжира? Ну и что, всю жизнь меня окружали женщины, тратившие деньги без счета», — исключением была только его мать. Когда Наполеону приносили очередную пачку счетов на оплату, он мог устроить Жозефине скандал, но только наедине.
Жена падала ему в ноги, рыдала, а потом покрывала лицо поцелуями. Ее долги были огромными. За шесть лет она потратила более двадцати пяти миллионов франков. Но император ценил элегантность и тонкий вкус Жозефины, а особенно ему нравилось, что именно благодаря ей его двор приобретал необходимый блеск.
Императрица в свою очередь отдавала должное своей предшественнице, королеве Марии-Антуанетте, прозванной мадам Дефицит и нередко восстанавливала интерьеры, созданные королевой и совершенствовала их.
Но именно личному вкусу Жозефины была обязана Франция великолепию стиля ампир, получившему распространение по всей Европе. Подчеркивая законность своего правления, Наполеон активно пользовался в оформлении интерьеров и предметах искусств отсылками к Древнему Риму.
Так что Жозефина была транжирой, но транжирой в целях государства. Поэтому Наполеон закрывал глаза на эти траты.
Мода на все античное трансформировалась в «имперский стиль», сочетающий в себе роскошь предыдущих правлений, древнегреческие и римские формы и классицизм.
Отдельной страстью императрицы были драгоценности. Среди них были роскошные исторические камни старинных королей и уникальные произведения итальянских мастеров. Благодаря тому, что дети и внуки Жозефины правили во многих уголках Европы, сохранились и ее уникальные сокровища, передаваемые по наследству.
Предлагаю полюбоваться уникальной парюрой с камеями в античном стиле. Камеи и резные камни были в большой моде в первой половине XIX столетия. В ювелирном искусстве использовали как старинные камеи, так и новоделы.
Поскольку благородному искусству гравировки драгоценных камней покровительствовали правители древнего мира, Наполеон тоже ассоциировал эту технику со своим режимом.
Императорская чета воссоздала свои изображения в многочисленных камеях с типичными римскими мотивами лаврового листа, короны и плаща.
Интерес Наполеона достиг кульминации в основании школы в Париже для обучения гравёров.
Парюра, о которой идет речь, была создана около 1808 года ювелиром Жаком-Амбуазом Оливерасом и включает в себя диадему, пару сережек, гребень для волос и поясное украшение.
Считается, что этот комплект был подарен Жозефиной своей внучке, дочери Евгения де Богарне, Жозефине, ставшей королевой Лихтенштейна. Дальнейшая судьба парюры официально не оглашается, но в 2021 году она была выставлена на аукционе Sotheby’s. Сумма сделки и покупатель неизвестны.
*
Есть портрет Жозефины де Богарне художника Андреа Аппиани, датированный 1808 годом в похожем комплекте.