Играл на «нерве», ушел в 34. Почему? Никто не знает

В актере Якове Степанове сошлись фанатизм к профессии, граничащий с юродством и болезненная восприимчивость. Его жизнь оказалась очень короткой. Почему?

Все, кто с ним работал знали о его тонкой и ранимой душе. Талант актера можно было легко растоптать. Что, в принципе, и случилось. Яков не был готов к творческому простою, не хотел принимать тот факт, что режиссеры могут отказывать ему в ролях, которые он считал своими.

Яркого рыжеволосого парня представители советской киноиндустрии заметили еще подростком. Режиссер Наум Бирман приехал искать юных актеров в школу, где учился Степанов. В фильме «Учитель пения» Якову досталась роль Шуры.

Впереди у Степанова было еще несколько лет учебы в школе, но он уже твердо знал, что хочет и будет сниматься в кино и играть в театре. И это было вполне ему под силу, поскольку рос парень исключительно творческой личностью — участвовал в художественной самодеятельности, писал стихи и даже побеждал с ними на литературных конкурсах.

Но одно дело — детское увлечение, и совсем другое — взрослый киношный мир, где тысячи таких же талантливых ребят, как и ты стремятся занять лучшие роли в фильмах ведущих режиссеров.

Но спасибо юношескому максимализму, который вдохновляет молодых на взятие самых сложных вершин. После школы Яков уехал из родного Выборга и поступил в Ленинградский государственный институт театра музыки и кино на курс Зиновия Корогодского.

Степанов был счастлив. У него все получалось, педагоги выделяли его талант и космическую самоотдачу искусству. Но, возможно, именно этот «нерв», с которым он играл большинство своих ролей и стал для Степанова роковым. Вживаясь в роль на истощение, артист постепенно надрывал свое собственное не всегда стабильное эмоциональное состояние.

После учебы наставник Корогодский пригласил Степанова в Ленинградский ТЮЗ. Это были очень удачные годы для актера. Учитель холил и лелеял своего ученика.

А потом случилось неожиданное. Корогодского осудили по сфабрикованному делу за мужеложство. А без него ТЮЗ был уже не тот. Из театра ушли большинство актеров, в том числе и Степанов. Позже Корогодского оправдали и реабилитировали.

Степанов же очень надеялся найти себя в кино.

И Якову улыбнулась удача — ему досталась роль Ивана Дронова в фильме «Жизнь Клима Самгина».

В этой картине стало очевидно — в поисках нужного образа Степанов способен зайти слишком далеко. Чтобы быть максимально правдивым, актер заставил стоматолога изуродовать здоровые зубы.

Дронов был сыгран на потрясающем нерве и, глядя на сочетающего смех с рыданиями актера, невольно мелькала при просмотре мысль: «А нормален ли он?» Близкие актеру люди признавали у Степанова наличие клинической депрессии.

То, что актер способен на безумие ради киногероев, показали и его последующие поступки. Когда Якову досталась роль ослепшего фронтовика Сашки танкиста в фильме «Зеркало для героя», актер закапал себе в глаза неизвестную жидкость из-за чего чуть не ослеп. С тех пор глаза у него слезились постоянно.

Свою роль — слепого парня, потерявшего зрение на войне, но не потерявшего оптимизма, Степанов сыграл самобытно и максимально реалистично. И тем обиднее ему было узнать, что озвучить собственного героя ему не доверят. Слепой Сашка говорил голосом Авангарда Леонтьева.

Степанов свирепел.

К чему это привело, вспоминал Евгений Винокуров:

«Я помню, он снялся в фильме «Зеркало для героя» на Свердловской студии в роли танкиста с обожженным лицом. Его так загримировали, что я с трудом узнал его… А потом еще и заменили его голос, продублировали кем-то (до сих пор не понимаю для чего это было сделано).

Это было ударом для Яши. Как сейчас помню, он кричал, согнувшись от боли, в полупустом коридоре студии, — Суки, вы суки! вы сначала забрали у меня лицо, а потом лишили голоса!.. От крика вена у него на шее вздувалась так, что я боялся, что она вот-вот лопнет…»

Своими поступками Яков производил впечатление одержимого человека и его начинали побаиваться.

Степанову посчастливилось сыграть еще и у Юрия Мамина, режиссер занял его в фильмах «Праздник Нептуна» и «Фонтан».

Череда запоминающих образов и хороших фильмов закончилась для Степанова в 80-х. Якову давали роли, но так получалось, что сплошь в провальных фильмах.

Однажды он узнал, что режиссер Владимир Бортко ищет актера на роль Шарикова в «Собачьем сердце». Степанов решил, что это точно его герой. Но, к своему удивлению, пробы он не прошел.

Это был еще один удар по самолюбию актера. Получается я не достоин хорошей роли в хорошем кино — думал Яков. В последствии, всякий раз, когда фильм шел по телевизору, Степанов выключал его. Актер рассказывал родным, что выложился на пробах, а сейчас видит свои находки в чужом исполнении.

Творческие неудачи актер стал топить в алкоголе.

Что случилось 11 июня 1991 года в квартире, где жил актер доподлинно не знает никто до сих пор. Милиция тогда не стала разбираться, заявив о самоубийстве, да и творческая тусовка не сомневалась, что он сам. Якову Михайловичу было всего 34 года.

О Якове Степанове сегодня уже мало вспоминают и редко пишут. Сейчас сложно сказать — актера недооценили или он сам не смог смириться с жесткими законами кино. В любом случае, мне кажется, что его филигранная, честная игра достойна, чтобы не забывать Якова Степанова.

Оцените статью