Ирина Купченко: «Женщина должна быть покорной, женщина должна быть в семье, женщина должна иметь счастье кого-то любить»

Она родилась в ночь с 29 февраля на 1 марта 1948 года в Вене. За границей семья оказалась благодаря отцу-военному, которого направили на службу в австрийскую столицу. Мама будущей актрисы преподавала английский язык.

Именно она уговорила врачей записать в документах, что дочка появилась на свет 1 марта, чтобы отмечать день рождения Ирочки каждый год, а не раз в четыре года. Пока Ира была маленькой, семья часто переезжала, но в конце концов обосновалась в Киеве, где жили родители отца.

Именно здесь Ира начала искать себя. Она записалась в театральную студию при Дворце пионеров, посещала кружок кинооператоров, но больше всего мечтала стать балериной. Девушка упорно разучивала хореографические номера, но педагоги быстро дали понять — с ростом 175 сантиметров балерины из неё не выйдет.

Тогда Ира решила поступать в театральный, но в дело вмешались родители. Они уговорили дочь получить серьёзное образование, и Купченко не стала перечить — поступила на факультет иностранных языков Киевского университета.

Когда Ира оканчивала первый курс, в семье случилось горе — ушёл из жизни отец. Мама забрала дочь и уехала в Москву, поближе к родственникам. В столице Ира решила распрощаться с лингвистикой и исполнить давнюю мечту о театральном.

Утончённую красавицу с первой же попытки приняли в Щукинское училище, и Купченко с энтузиазмом приступила к учёбе. Среди однокурсников она слыла аристократкой и недотрогой. Девушка поражала целеустремлённостью, образованностью, знанием языков.

Пока другие пропадали на студенческих вечеринках, Купченко всё свободное время проводила на «Мосфильме», пытаясь попасть в массовку, чтобы набраться опыта.

В один из таких дней очаровательную студентку заметил режиссёр Андрей Кончаловский и пригласил на роль Лизы Калитиной в экранизации «Дворянского гнезда». Юная Ира была на седьмом небе от счастья: первая роль — и сразу главная, да ещё с какими партнёрами!

На съёмках известный ловелас Кончаловский не упустил шанса приударить за молодой актрисой, но роман с женатым режиссёром быстро сошёл на нет. Тогда в игру вступил друг Кончаловского — художник-постановщик Николай Двигубский, который не в первый и не в последний раз положил глаз на бывшую возлюбленную Андрея.

Он признался освободившейся Купченко в чувствах и сделал предложение. Актриса согласилась, но брак оказался скоротечным — уже через год супруги развелись.

Ещё студенткой Ирина Купченко начала выходить на сцену Вахтанговского театра, а после окончания института были принята в труппу. Молодой актрисе сразу доверили роль Октавии в постановке «Антония и Клеопатры».

Её театральная карьера складывалась успешно — за полвека на родной сцене Купченко сыграла десятки ярких героинь, среди которых Дона Анна в «Каменном госте», Долли в «Анне Карениной», Клодия в «Мартовских идах», Филумена Мартурано в «Пристани», Роксана в «Сирано де Бержераке».

Путь Ирины Купченко в кинематографе оказался не менее впечатляющим. На заре карьеры актриса снялась ещё в двух фильмах Андрея Кончаловского «Дядя Ваня» и «Романс о влюблённых». Начиная с середины 70-х Купченко неизменно доставались главные роли.

Она появилась в лентах «Звезда пленительного счастья», «Чужие письма», «Странная женщина», «Обыкновенное чудо», «Поворот», «Путешествие в другой город», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Домой!», «Без свидетелей», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Забытая мелодия для флейты».

В новом тысячелетии фильмографию актрисы пополнили картины «Приходи на меня посмотреть…», «Старые клячи», «Благословите женщину», «Бесы», «Дом на набережной», «Самая лучшая бабушка», «Земский доктор», «Училка».

Последнее на сегодняшний день появление Ирины Купченко на экране состоялось в 2022 году в триллере «Французский мастер», а скоро в прокат выйдет детский фильм «Каждый мечтает о собаке» с участием актрисы.

Настоящее женское счастье Ирина Купченко обрела во втором браке. Когда молодая актриса пришла в Театр Вахтангова, то сразу покорила своей интеллигентностью и благородством Василия Ланового.

Тот уже пережил тяжёлый развод с Татьяной Самойловой и потерял вторую жену, к тому же Купченко была младше на четырнадцать лет, но всё это не имело значения — актёры почувствовали друг в друге родственные души.

Они поженились, много играли вместе в театре, а вот в кино появились вдвоём лишь однажды. В мелодраме «Странная женщина» им пришлось изображать неудачные отношения, поэтому супруги договорились больше не рисковать и не сниматься вместе.

*

В браке у Купченко и Ланового родилось двое сыновей — Александр и Сергей. К выбору имён актёры подошли особенно трепетно: старшего назвали в честь Пушкина, младшего — в честь Есенина. Супруги старались оградить детей от сложного и порой жестокого актёрского мира и всегда советовали сыновьям выбрать иную специальность.

В результате Александр стал историком, Сергей предпочёл профессию экономиста, работал в Министерстве финансов. Однако судьба уготовила ему недолгую жизнь: не дожив до сорока лет, Сергей Лановой скончался от сердечного приступа, который был спровоцирован нездоровым образом жизни и пагубными пристрастиями.

Родители получили страшное известие, когда готовились к очередному спектаклю: в тот день Ирина Купченко не смогла выйти на сцену, а Василий Лановой, напротив, решил утопить горе в работе и отыграл свою роль.

Купченко и Лановой прожили вместе почти полвека: их разлучила только кончина актёра в январе 2021 года. В память о супруге, который много лет заведовал кафедрой сценической речи в Щукинском училище, Ирина Купченко учредила премию молодым актёрам-чтецам.

После тяжёлой утраты актриса пообещала поклонникам вернуться на сцену и слово сдержала. Сегодня Купченко участвует сразу в трёх спектаклях — «Вахтангов. Путь к Турандот», «Война и мир» и «Евгений Онегин».

Оцените статью
Ирина Купченко: «Женщина должна быть покорной, женщина должна быть в семье, женщина должна иметь счастье кого-то любить»
Когда срок беременности перевалил за одиннадцать месяцев, стало ясно: из королевской опочивальни колыбельку пора убрать. Мария не позволила