Мало кто знает, что фильм Эльдара Рязанова вышедший на экраны в 1982 году «Вокзал для двоих», основан на реальной истории из жизни известного композитора, автора многочисленных бессмертных мелодий Микаэля Таривердиева.
«Поцелованный богом»
Он был статен, красив и обладал невероятным музыкальным талантом. О таких людях, как композитор Микаэль Таривердиев говорят «поцелованный богом». Его музыкальный дар проявился в раннем детстве.
В 8 лет Микаэль уже был автором нескольких фортепианных пьес, в 10 лет написал симфонию, а в 16 – два одноактных балета, поставленных в Тбилисском оперном театре.
Таривердиев начал писать музыку к фильмам будучи студентом училища им.Гнесиных, первыми фильмами стали «Человек за бортом» и «Юность наших отцов». Тогда же состоялся дебют композитора в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.
Творческий тандем
Микаэль Таривердиев ни однажды писал музыку в фильмам Эльдара Рязанова. Познакомившись, они очень быстро нашли общий язык и сдружились, оба любили хорошую поэзию.
За музыку к фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!» Микаэл Таривердиев получил Государственную премию. Жена композитора Вера рассказывала:
«Они первыми широко предъявили советским зрителям Цветаеву, Ахмадулину. Эффект от той картины был таков, что их пели в подворотнях. Чтобы добиться такого исполнения музыки, которое звучит в фильме, Таривердиев на репетициях с Аллой Пугачевой не жалел сил. К каждой песне сделали минимум 30 дублей».
Роман
Микаэл Таривердиев всегда обожал красивых женщин. Он умел галантно ухаживать и восхищать избранниц. Людмила Максакова была потрясающе красива, элегантна и умна. Между композитором и актрисой вспыхнул страстный роман.
Они были красивой парой и дело шло к свадьбе. Но 9 мая 1967 года — это день перевернувший их жизни.
Трагедия
Микаэл Таривердиев и Людмила Максакова отмечали День Победы в ресторане «Националь» в кругу друзей. Возвращаясь домой на «Волге» композитора, был сбит пешеход — 16-летний юноша, который через три дня скончался в больнице.
Почти через 30 лет, в 1996 году, жена Таривердиева — Вера, дала большое интервью и рассказала об этой трагедии:
«Произошло следующее. Они с Максаковой ехали ночью по Ленинградскому проспекту. Она сидела за рулем его «Волги». Внезапно из кустов на проезжую часть выскочил человек и попал под их машину. Как оказалось, он был пьян.
Максакова не была виновата в его смерти, потому что в этой ситуации ничего нельзя было сделать. Микаэл Леонович не раздумывая пересел за руль и взял всю вину на себя. По-другому он поступить просто не мог…
Его осудили на два года. А поскольку суд длился ровно два года, то в тюрьму его не посадили – освободили по амнистии. Самым страшным для Таривердиева было во время судебного разбирательства находиться в зале за тюремной решеткой. Его это просто убивало.
В этой тяжелой ситуации Максакова его фактически оставила: во время последнего заседания уехала куда-то с друзьями. И вот тут он решил все прекратить. Максакова потом ему звонила, пыталась вернуть, но, хотя ему было очень трудно, он был тверд. Потом он вспоминал об этих отношениях так: «Это была не любовь, а болезнь…»».
У Людмилы Максаковой была совсем другая версия произошедшего. А после интервью жены композитора, она заявила:
«Вера утверждает, что ее муж спас меня от тюрьмы: дескать, Микаэл Леонович взял вину на себя, заявив, что за рулем машины сидел он, в то время как вела автомобиль я. Говорили даже, что потом эта история легла в основу фильма «Вокзал для двоих».
Прочитав это, я была поражена, ведь Вера говорила явную неправду. Это чудовищный миф! Я думаю, кто-то сознательно придумал версию моей причастности к той аварии и внушил Микаэлу, что так он будет выглядеть благородней. В результате Таривердиев через годы и сам поверил в то, чего не было».
Те, кто хорошо знал Таривердиева, не сомневались в том, что композитор взял вину на себя, спасая любимую, многие говорили ему, что не стоило «играть в благородство». Тем не менее, за любовь к красивым женщинам и благородство Таривердиева называли «смесью Дон Жуана и Дон Кихота».
«Вокзал для двоих»
Большинство сценариев к своим фильмам Эльдар Рязанов написал в со-авторстве с Эмилем Брагинским. Фильм «Вокзал для двоих» стал финалом трилогии, в которую входят «Ирония судьбы» и «Служебный роман».
Трилогию объединяет, как в стремительной, быстротекущей жизни два прекрасных, но не очень везучих человека находят друг друга.
Пианиста Платона Рябинина блистательно воплотил на экране Олег Басилашвили. Веру Нефёдову — неподражаемая Людмила Гурченко. «Вокзал для двоих» сразу же завоевал сердца зрителей и получил положительные оценки критиков. Сейчас фильм стал классикой советского кинематографа.
После премьеры фильма «Вокзал для двоих» Микаэл Таривердиев был подавлен. Ему казалось, что все знают, что этот фильм о нём и будут обсуждать его историю с Людмилой Максаковой вновь.
Но прошло 15 лет с той трагедии, никому и в голову не пришло видеть параллели между Платоном Рябининым и талантливым композитором. Гости премьеры поздравляли с успехом создателей фильма.