Иван Бортник прожил долгую и сложную жизнь, полную творческих взлетов и падений. Несмотря на всенародную любовь, артист так и не смог преодолеть зависимость от самого яркого образа в своей фильмографии.
Будущий актер театра и кино, один из ведущих актеров театра на Таганке, и король эпизода Иван Сергеевич Бортник родился 16 апреля 1939 года. Семья его состояла из очень образованных родителей, которые имели прямое отношение к литературе. Мать работала в Институте мировой литературы, а отец был заместителем главного редактора Государственного литературного издательства.
Благодаря родителям филологам, мальчик с детства хорошо успевал по гуманитарным предметам. А еще Ваню отдали в музыкальную школу, где он обучался игре на виолончели.
Единственный факт из биографии Ивана Сергеевича, который не представляет его образцовым ребенком — это случай связи с дворовой шпаной. Интеллигентный юноша стоял «на шухере», пока его знакомые грабили ларёк.
Однако, несмотря на такой эпизод и дружбу с дворовыми пацанами, Ваня рано понял, что хочет стать артистом, а для этого он не должен связываться с криминалом. Поэтому больше всего времени парень уделял своему духовному образованию. Он читал книги, писал стихи, занимался в киностудии при Доме пионеров.
Бортник с лёгкостью поступил в Щукинское училище, где его наставником был прославленный Владимир Этуш.
Не сразу, но всё же Иван Сергеевич попал в театр, которому посвятил в последствии всю жизнь. Знаменитая Таганка режиссера Юрия Любимова выпустила не одно поколение талантливых артистов.
Здесь произошла легендарная дружба с Владимиром Высоцким, которой Иван Сергеевич оставался верен до самой смерти.
В кино Иван Бортник дебютировал в роли художника в фильме «Исповедь». Картина получилась очень драматичной, и актер усомнился в своем таланте. Позже был очень долгий перерыв в съемках и только через восемь лет Иван Сергеевич снова был приглашен на роли.
В основном это были работы второго плана, военные драмы или деревенские зарисовки. Солдат из «Ивана да Марьи» и «Объяснения в любви». Кладовщик ресторана из «Сентиментального романа».
Конечно же славу и любовь зрителей принесла Ивану Сергеевичу роль вора Промокашки из легендарной картины Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Широко известно, что Владимир Семёнович Высоцкий предлагал своего друга на роль Шарапова, но у Говорухина было совершенно иное видение этого образа, и он выбрал Владимира Конкина.
Однако Бортнику Станислав Сергеевич выделил маленькую бессловесную роль бандита. Иван Сергеевич не отказался, он сочинил реплики для своего героя и тщательно продумал образ.
Из одной единственной фразы из романа братьев Вайнеров «входит парень в шестиклинке» Иван Бортник выписал себе цельный образ того дворового бандюгана, которого наблюдал в детстве, общаясь с откинувшимися с «зоны» приятелями.
Во время съёмок он консультировал Говорухина. Как должны выглядеть бандиты, как говорить. Милиционеры возмущались потом – фильм так пропитан воровской романтикой, что в каждом дворе свой Промокашка будет.
А в Бортнике удивительным образом уживалась эта внешняя схожесть со шпаной и внутренняя образованность. Цитировал поэтов Серебряного века, зачитывался классической прозой.
Однако роль Промокашки сыграла с Бортником злую шутку. Большинство из нас знает его только по этому персонажу, что очень огорчало Ивана Сергеевича. В конце концов он практически возненавидел столь прославленный образ и даже отказывался смотреть фильм.
А ведь артист Иван Бортник снялся во множестве картин, причем некоторые роли были главными.
На его счету много военных образов в таких фильмах как «Старшина», «Привет с фронта». Истинный комедийный талант актера проявился в работе над фильмами «Родня», «Мама, не горюй!», «Поживём – увидим».
Образы. главных героев Ивану Сергеевичу удалось воплотить в «Зеркале для героя», «Я – вожатый форпоста», «Мир в другом измерении», «Смерть в кино». Примерил на себя актер и образы следователя («Убийство на Ждановской») и криминального авторитета («Антикиллер», «Сонька Золотая Ручка», «По ту сторону волков»).
Сам Бортник в редких интервью объяснял свои частые эпизоды в кино неуживчивым и колючим характером.
«Я ж по матери Горячкин. А прапрадед у меня Лютый. Значит я Горячкин и Лютый. Мне мать говорила, что у меня врагов нет, потому что я сам себе враг».
А коллеги говорили, что гениальность Бортника могла затмить любого артиста, поэтому и роли ему боялись давать главные, чтобы не заслонил остальных своим талантом.
Артист не затерялся с наступлением нового времени. Его все так же приглашали сниматься. С начала двухтысячных Иван Бортник имел звание Народного артиста.
У Ивана Сергеевича был роман с актрисой Инной Гулая. Это была не просто любовь, а практически зависимость друг от друга. Ужиться вместе темпераментные молодые люди не могли, но и порознь им было тяжело. После расставания Инна начала спиваться с новым супругом Геннадием Шпаликовым.
В конце концов она покончила жизнь самоубийством. Бортник, который до последнего приезжал по каждому звонку актрисы, очень сожалел о ее гибели и говорил, что всему виной творческая не востребованность.
Но истинная любовь и единственный брак актера случились с художницей Татьяной. Именно с ней Иван Сергеевич прожил всю жизнь. В этой семье появился сын Фёдор.
Ближе к преклонному возрасту Иван Сергеевич отошел от работы в театре и кино. Он мог иногда дать интервью или принять участие в записи памятной передачи.
Артист был склон к алкоголизму, часто уходил в запои. Из-за этого обострялись хронические болезни.
В январе 2019 года Иван Бортник ушел из жизни, оторвался тромб.
Последние годы Иван Сергеевич прожил в нищете и забвении. Были проблемы со зрением, да и тяжелые удары судьбы в виде смерти любимой и лучшего друга Высоцкого наложили тяжелый отпечаток на всю дальнейшую судьбу Бортника.
Скромный и гордый от природы артист не хотел ни у кого просить помощи и жил тихо, незаметно, заливая горе спиртным. Ему было очень горько от того, что совсем немногие зрители оценили по достоинству его работы в кино. Большинство связывало артиста лишь с ролью бандитской «шестёрки».