«Избавилась от нашего ребенка из-за слухов» Чем пришлось пожертвовать Олегу Басилашвили ради успешной актерской карьеры

— Я не хочу носить ребенка от такого человека.. Я делаю аборт, Олег! — нервы актрисы были на пределе. Она все еще не помогла поверить в совершенное мужеством предательство, но распространяющиеся по всему театру слухи не давали ей покоя.

— Как ты вообще могла сделать такое с нашим ребенком? С моим наследником? — эмоциональный грузин разрывался между скорбью и яростью, но в любом случае его состояние можно было назвать не иначе как истерикой.

— Так же, как ты и смог променять меня на свою актрису среднего помола. Если бы не я, то ты до сих пор оставался бы на дне в своей Грузии! Все кончено, Олег…

Русскому зрителю Олег Басилашвили до сих пор приходит на ум в роли пианиста Платона Рябинина из фильма «Вокзал для двоих», в роли резчика Самохвалова из романтической комедии «Служебный роман», в роли бесхарактерного колеблющегося Андрея Бузыкина из «Осеннего марафона» и, наконец, в образе сатанинского и величавого всемогущего Воланда из «Мастера и Маргариты».

Он оставил свой неизгладимый след в отечественной киноклассике.

Олег Басилашвили родился 26 сентября 1934 года в Москве. Его отец, Валериан Басилашвили, возглавлял Московский политехнический институт в качестве директора.

Матушка Ирина Ильинская была очень хорошим преподавателем русского языка, издала несколько книг по языку и языкознанию, например, «Лексикон стихотворений Пушкина» и «О богатстве русского языка».

Таким образом, великолепный образный русский язык актера Басилашвили, воспетый даже коренными русскими, происходит из интеллигентной семьи и, прежде всего, от его матери.

Он с сожалением признался, что не говорит по-грузински.

— “К сожалению, не знаю родного языка. С 1941 по 1943 год я жил в эвакуированной с войны Грузии. Мы жили в маленькой комнате по отцовской линии. На стене большие портреты Сталина и Берии. За шкафом дедушка Норшеван.

Большую часть времени он сидел в своем углу за шкафом, молчаливый и мрачный. В тридцатые годы его схватили и так сильно избили в охране, что он до конца жизни произносил слова задом наперед по-русски: не «мама», а «амам», не «хлеб», а «белх».”

Юному Басилашвили не надо было учить грузинский, потому что все мальчишки на улице тоже говорили по-русски, а он сам ходил в русскую школу. В хуторе в Горийском районе Грузии, откуда родом его отец, есть кладбище, где похоронены все Басилашвили.

Его предки пришли из Турции через горы в Грузию столетия назад и основали свою деревню. Глядя на роли в кино или интервью Олега Басилашвили, не понимаешь, что он потомок пламенных кавказцев. Его темперамент все еще очень разнообразен, а про его застенчивость рассказывают всякие анекдоты бывшие коллеги.

Уже будучи пожилым человеком, Басилашвили вспоминает, как в детстве заразился “театральным клопом”. Еще до войны, в возрасте пяти-шести лет, мама взяла маленького Олега с собой во МХАТ на спектакль философской сказки Мориса Метерлинка «Синяя птица».

Это во многом определило его будущее, а также определило художественные принципы во взрослом возрасте.

«Я до сих пор помню постановку полностью. Станиславский был гением», — вспоминает 80-летний Басилашвили. Во время учебы в школе он ходил на все важные постановки Художественного театра. «Я плохо учился, особенно тяжело по математике.

На самом деле я бы не увлекался ничем другим», — объясняет Басилашвили свой поход в учебную студию Художественного театра. Он поступил, несмотря на большую конкуренцию.

Говорят, что отец был разочарован, все еще надеясь, что мальчик станет инженером. «Он считал, что профессия актрисы сравнима с профессией женщины легкого поведения, и был абсолютно прав. Ну вот. Только в редких случаях это не совсем так.

Желание показать себя и доставить себе удовольствие присуще именно женщинам, оказывающим услуги», — соглашается с отцом Басилашвили, который состарился и всю жизнь зарабатывал на хлеб как актер.

Тем не менее, отец, как говорят, пошел посмотреть на сына в театр и принял его выбор. И именно отец создал для своего маленького сына самодельный театральный макет с подлинными горящими прожекторами и декорациями. В детстве человек может быть очень восприимчивым и подверженным влиянию.

На одном курсе с Олегом училась красивая и талантливая девушка Татьяна Доронина, которую осаждали многие из самых лютых юношей театрального училища. Удивительно, но его сердце завоевал скромный Басилашвили. В 1955 году они поженились.

Иван Тарханов, некогда хороший знакомый, вспоминает: «В доме Басилашвили устраивалась скромная свадьба. Белого свадебного платья и колец не было. В конце концов, шел 55-й год, и они были настоящими товарищами».

В 1956 году Басилашвили окончил учебную студию Художественного театра, но обожаемому Художественному театру он был не нужен. Однокурсники и друзья Олег Ефремов и Олег Табаков в то время основали вскоре ставший очень известным российский театр «Современник», но Басилашвили и там никто не ждал.

Когда, много лет спустя, Олег Табаков, бывший одногруппник по театральному училищу, пригласил его работать в Художественный театр юности, то тот категорически отказался.

Басилашвили говорил, что каждой вещи свое время, и его театр – Большой драматический театр в Ленинграде

После школы вместе с женой сначала был направлен в Сталинградский театр. Олега оценили как посредственного актера, он даже признавался: «Лидерами нашего курса были Михаил Козаков и Евгений Евстигнеев».

Татьяне предлагали и более выгодные предложения, но она уехала с мужем в Сталинград. Там молодой супружеской паре быстро дали понять, что свежей театральной группе нужны опытные актеры, а не зеленые новички, и их освободили от освободили от работы и там.

Олег Басилашвили и Татьяна Доронина не отчаивались и сумели найти себе место в Ленинградском театре имени ленинской молодежи «Ленком», ставший впоследствии знаменитым. Сама Доронина была родом из Ленинграда, возможно, это тоже сыграло свою роль.

В тот же день, когда они были включены в список нового театра, его покинул бывший исполняющий обязанности главного режиссера Георгий Товстоногов.

Он уже привлек к себе внимание своими постановками и был направлен в исторический Ленинградский Большой драматический театр, первозданный репрезентативный театр Неванлинны, превратившийся в гнездо интриг.

Товстоногов основательно очистил группу, а в 1959 году пригласил молодую пару актеров в Ленинградский Большой драматический театр (БДТ). Точнее было бы сказать, что Татьяна Доронина была приглашена вместе с мужем.

Якобы Товстоногов, уже достигший приличной славы как театральный режиссер, пригласил Доронину в свой театр, но и Татьяна поставила условие взять мужа в театр. В конце концов Товстоногов согласился.

Басилашвили потребовалось некоторое время, прежде чем его по-настоящему оценили как актера. Он честно признается, что поначалу в драматическом театре ничего не получалось. «Ролей было мало, на самом деле их не было, потому что то, что я играл, нельзя было назвать реальными ролями.

Я бы, наверное, ушел из театра, но мама и бабушка так меня поддерживали, так старались помочь, что было бы стыдно не оправдать своих надежд».

Но, судя по всему, подавленный Басилашвили собирался уйти не только из-за неудач в работе. Его первый брак также уже трещал по швам.

Сама Доронина старательно избегала тем о проблемах в отношениях, но все же оказалось, что когда Басилашвили был на каких-то съемках фильма, у него завязались отношения с коллегой-актрисой, что быстро распространилось в качестве слухов до Татьяны, которая на тот момент была беременна.

Разгневанная Татьяна сделала аборт. Говорят, что Олег испытал настоящий шок, когда услышал это. «Она избавилась от нашего ребенка из-за слухов» — не мог поверить актер. Они также пытались сохранить брак после этого инцидента, но все было кончено, в 1963 году они официально развелись.

Татьяна Доронина была замужем пять раз, не родила ни одного ребенка и развелась во всех браках. Сама она просто сказала: «У меня было пять мужей, все умные, интеллигентные, милые, восхитительные мужчины.

Сколько есть любовь, столько и я замужем». С 1987 года Доронина пополам стала главным исполняющим обязанности директора этой стороны Художественного театра, носящего имя Горького. Ему тоже уже за 80.

Как ни странно, карьера Басилашвили расцвела сразу после развода, мужчина, как говорили, сильно изменился, а трагический опыт придал ему много убедительности как на сцене, так и на экране.

Еще более малоизвестный, но по-мужски обаятельный, Олег Басилашвили познакомился с известной ленинградской телеведущей Галиной Мшанской. Они сразу же начали встречаться, а в 1963 году, вскоре после официального развода Басилашвили, поженились.

«Поначалу мне было очень тяжело, — вспоминает жена актера Галина Мшанская, — у Олега действительно было много поклонниц. Теперь стало проще. Он стал старше, как и его поклонники». В 2013 году у них была золотая свадьба, и несмотря на все слухи и сомнения, своим браком они дошли до сегодняшнего дня, продолжая жить в любви и согласии.

Но что касается драматического театра «Свинья» и режиссера Товстоногова, то именно Товстоногов убедил Басилашвили не уходить из театра и предлагал ему все более крупные роли. До самой смерти Товстоногова, а фактически почти по сей день, с разницей в три года, Олег Басилашвили был ведущим актером Большого драматического театра в Санкт-Петербурге.

Названный репрезентативным театром Ленинграда, ныне Санкт-Петербурга, Большой драматический театр долгие годы был одним из самых ценных театров Советского Союза, а также, конечно, носителем традиций реалистического психологического театра. Режиссер Товстоногов возглавлял театр более тридцати лет, до самой смерти.

Ленинградский Большой драматический театр, который сначала носил имя Максима Горького, назван в честь многолетнего главного актера театра Георгия Товстоногова, который умер тремя годами ранее, с 1992 года. Знаменитый режиссер тоже имел грузинские корни, окончил среднюю школу в Тбилиси, а его предки, как говорят, даже жили в соседнем селе с Басилашвили.

Таким образом, помимо схожих театральных принципов, двух великих русского театра объединяли далекие грузинские предки

Несмотря на свою долгую жизнь, Олег Басилашвили по-прежнему выглядит достойно, и, наверное, его пожилым поклонникам нетрудно вспомнить в своем воображении этого молодого Басилашвили, высокого, красивого, неотразимо мужественного джентльмена, которого обожали тысячи советских женщин.

Первую роль в кино Олег Басилашвили исполнил в 1956 году и сначала в довольно случайных второстепенных ролях, но в 1960-е годы он снимался все плотнее и во все более важных ролях.

Можно было бы упомянуть, пожалуй, фильм «Живой труп», снятый по мотивам Льва Толстого, и фильм, снятый успешным советским драматургом Александром Володиным по мелодраме «Старшая сестра», которая была очень популярна в то время.

Там главную роль сыграли бывшие муж и жена Татьяна Доронина и Басилашвили, и на тот момент ее лицо и имя были куда более привычными для советского зрителя, в отличии от Басилашвили. Затем последовали бестселлеры Никиты Михалкова «Раба любви», «Дни Турбиных» , «Служебный Роман», «Осенний марафон».

«Осенний марафон», возможно, казался больше похожим на комедию, когда вы были молоды, но когда вы смотрите на него как человек средних лет, он больше о тех струнах души, которые не заставляют вас смеяться.

Главная роль в следующем фильме напоминала как старым поклонникам, так и рассказывала молодому поколению об особом очаровании Басилашвили. Лентa «Вокзал для двоих» была экранизирована в 1982 году, и, хотя это комедия от начала до конца, душераздирающая история любви остается доминирующей и въелась в память советскому зрителю.

Режиссер Эльдар Рязанов так описывал этот фильм: «В «Вокзале» соединяется несвязанное – пианист и официантка вокзального ресторана. Неужели любовь между ними невозможна? Своим фильмом я хотел сказать, что любовь – это такое сильное чувство, которое также может объединять души таких, казалось бы, разных людей.

Ромео и Джульетте это не удалось – вражда оказалась сильнее. Конечно, я не сравниваю свой фильм и шекспировскую «Ромео и Джульетту», я просто говорю о ситуации. Я хотел, чтобы эти мои фильмы давали людям надежду и повторяли: счастье в любви».

На сегодняшний день выяснилось, что в фильме «Ирония судьбы, или С Легким Паром!» роль несчастного Ипполита изначально была предназначена для Басилашвили. Даже костюм под него уже был сшит, и первые серии были сняты.

Но затем первым умер отец актера, а сразу после этого и Ефим Копелян, один из ведущих актеров домашнего театра. Басилашвили отказался от съемок в фильме, который впоследствии стал знаменитым.

Басилашвили был задействован в ролях в фильмах и сериалах на протяжении десятилетий, но они все чаще были незначительными во второстепенных работах, которые ничего не добавили к его славе или ареолу.

В советское время частной жизнью звезд интересовались не так сильно, как сейчас, однако статус отношений Басилашвили интересовал многих женщин.

Если в свое время речь шла об отношениях Басилашвили практически со всеми его экранными партнершами, такими как Людмила Гурченко или Светлана Немоляева, то позже были предприняты попытки получить доказательства этого.

Ведь не возможно, чтобы такой привлекательный и известный актер десятилетиями был верным мужем своей Гале. Басилашвили твердо заявил, что десятилетиями любил и хранил только свою спутницу.

Однако Людмила Гурченко, которая вообще остра на язык, рассказала журналистам, что, хотя они и сыграли влюбленную пару в фильме «Вокзал для двоих», они сопровождали друг друга до конца съемок.

Застенчивый Басилашвили испытывал трудности в сценах поцелуев и чувств в фильме, говорят, что Гурченко переписала сцены между ними, чтобы мужчине было легче. Сам Олег Басилашвили говорит так: «Я всегда стеснялся. Уже бабушка мне говорила, что я слишком стесняюсь, мне будет тяжело в жизни.

Мой преподаватель в театральном училище Вершилов как-то сказал мне: «Ты на сцене отвратителен, но тебе, Олег, все равно надо шкурить побольше… Есть такой витамин для актеров».

Учитывая мощный прорыв Басилашвили как актера, ему поначалу потребовалось много времени, чтобы совершить большой прорыв, затем, однако, он поднялся до одного из ведущих актеров Советского Союза, как в театре, так и в кино, его нельзя считать каким-то воплощением скромности и застенчивости.

Басилашвили неоднократно утверждал: «Моя жена Галина и дочери Ольга и Ксения – это три самые важные женщины в моей жизни». В 2009 году родилась внучка Мариника, так что число важных женщин увеличилось до четырех.

Ни одна из дочерей Басилашвили не выбрала профессию отца, но младшая Ксения унаследовала от отца упрямую решимость и работает радиожурналистом на радиостанции «Эхо Москвы», которая является оппозиционной платформой. Старшая дочь Ольга, как и ее мама, долгое время делала культурные шоу на телевидении.

Когда Басилашвили спросили перед его 80-летним юбилеем, что могло бы стать для него лучшим подарком, он вместо этого вспомнил свой день рождения год назад. «В прошлом году моя дочь Ксения сделала мне отличный подарок. Родила сына Тимофея, внука. Что может быть лучше этого. Это случилось 22 сентября, как раз накануне моего дня рождения».

В случае с Олегом Басилашвили, безусловно, можно принять во внимание гордость, прямолинейность, достоинство и моральные традиции, унаследованные от предков.

Знаменитый грузинский актер, который сам себя называет русским, уже как пять лет вышел на пенсию и не играет в театре. Вместо этого он занимается политикой, за которую в самой России его скорее осуждают, чем хвалят. Так, еще с 90-х годов он называет Советский Союзом ужасным государством, в противовес этому поддерживая демократические преобразования Бориса Ельцина.

Тем не менее, чем бы сейчас не занимался артист, мы запомним его по светлым и отличным ролям в советских фильмах, а также в роли Воланда в отличной экранизации Булгакова “Мастер и Маргарита” уже в 21-м веке. Все эти исполнения много раз доказывали, чего Басилашвили стоит на самом деле.

Оцените статью
«Избавилась от нашего ребенка из-за слухов» Чем пришлось пожертвовать Олегу Басилашвили ради успешной актерской карьеры
Как вышло, что брак с Михаилом Ефремовым перечеркнул жизнь актрисы Ксении Качалиной