Нет, эту боль невозможно было вытерпеть! Верочка схватилась руками за лицо и ощутила на пальцах нечто влажное, теплое. Это была ее кровь. «Боженька, нет», — охнула она, обливаясь слезами. Верочка рыдала, но не из-за физической боли, а потому, что ей больше никогда не бывать счастливой.
19 июня 1889 года в Риге Надежда Вильгельмовна Мухина, урожденная Мюде, родила своему супругу, Игнатию Кузьмичу Мухину, очаровательную дочурку. При крещении православном девочке дали имя Вера.
Родители малышки принадлежали к купеческому сословию, однако, Игнатий Кузьмич Мухин был купцом новой формации, одним из первых русских коммерсантов и меценатов. Игнатий щедро жертвовал деньги на благотворительные дела, занимался строительством церквей и богаделен.
В мужской и женской гимназиях города Риги купец Мухин учредил именные стипендии, которые позволили выучиться многим неимущим талантам.
Семья проживала в большом одноэтажном доме на улице Тургенева (дом сохранился до нашего времени).
Жили Мухины богато, но это не уберегло семейство от тяжких трагедий. В 1891 году, когда Вере едва исполнилось два годика, от туберкулеза скончалась ее мать, Надежда Вильгельмовна. Отец, испугавшийся за жизнь и здоровье дочери, в 1892 году вывез Веру из холодной и дождливой Риги в солнечную Феодосию.
В Крыму Вера и провела детство. В 1904 году, когда девочке исполнилось двенадцать лет, всем стало понятно: в семье Мухиных растет настоящая красавица. Черноволосая, румяная, круглолицая, с темными пронзительными глазами и яркими губами, Вера напоминала купеческих дочек с полотен именитых художников.
Кроме того, Вера обладала явным талантом к живописи. Отец нанял девочке учителя, который дал ей первые уроки. Увы, Игнатию Кузьмичу не довелось увидеть дочь в расцвете ее красоты и таланта: в конце 1904 года купец внезапно скончался. Вера и ее старшая сестра Мария остались круглыми сиротами.
К счастью, дядя девочек, проживавший в Курске со своей семьей, не оставил племянниц в беде. Из Феодосии Вера и Мария переехали в Курск. Вера поступила в местную гимназию, которую с успехом окончила.
В 1911 году Вера и Мария отправились в Москву. Здесь их, богатых купеческих дочек, уже поджидал отличный дом на Пречистенском бульваре. Вера начала учиться живописи: посещала студии таких мастеров, как К.Ф. Юон, И.И. Машков, И.О. Дудин.
Вера вела активную светскую жизнь: балы, театры, поездки за границу на курорты. К богатой наследнице присматривались женихи, и мало у кого были сомнения, что купеческая дочка вполне может сделать выгодную партию.
Все рухнуло зимой 1912 года. На Рождество 23-летняя Вера отправилась в Смоленскую губернию, погостить в имении своего дяди. Как водится, не обошлось без веселых зимних забав. Спускаясь с горы на санках, Вера на большой скорости врезалась в дерево.
«Увидев в зеркале свое лицо, я лишилась чувств», — признавалась Вера впоследствии.
Картина, и правда, была страшной. Торчавший из ствола сучок в буквальном смысле лишил Веру носа. Были и иные тяжкие повреждения. Красота купеческой дочери ушла мгновенно и навсегда. Вопрос состоял лишь в том, как сохранить «приличный облик».
Барышню срочно доставили в Смоленскую больницу, где ей пришили нос — уникальная операция по тем временам, которая доказывает, что русская медицина была на высоте.
Справедливости ради, на высоте оказалась и французская медицина. Парижские хирурги провели Вере восемь пластических операций, которые более-менее восстановили внешность барышни. Конечно, вернуть былую красоту они не смогли: лицо Веры было покрыто шрамами, и приобрело грубоватые, мужские черты.
О балах, красивых романах и мечтах о скором замужестве пришлось забыть. После длительного пребывания в парижской клинике, Вера открыла в себе новый талант — талант к скульптуре — и решила остаться в столице Франции. Поступила в частную студию знаменитого скульптора-монументалиста Эмиля Антуана Бурделя.
Отучившись у Бурделя, Мухина отправилась в Италию, где изучала скульптуру эпохи Ренессанса.
В 1914 году, накануне мировой войны, возвратилась на Родину. Мухина не желала оставаться в стороне от страданий, которые переживала Россия. Молодая женщина окончила курсы медсестер и стала работать в военном госпитале.
Здесь «изуродованную», как она сама себя называла, Веру, ждала настоящая любовь — то, чего купеческая дочка уже и не чаяла встретить. Молодого военврача Алексея Андреевича Замкова привлекли в Вере ее талант, упорство и доброе сердце. Шрамов на лице барышни он, кажется, не замечал.
Алексей и Вера вместе трудились в медицине на протяжении нескольких лет, спасли за это время множество жизней.
В 1918 году Вера стала супругой Алексея Андреевича.
С 1918 года, после принятия «Ленинского плана монументальной пропаганды», согласно которому талантливые скульпторы могли получить госзаказы на создание памятников и монументов в разных городах страны, начался стремительный рост Веры Мухиной как скульптора-монументалиста.
С 1919 по 1923 годы Вера создала скульптуры «Освобожденный труд», «Революция», памятники Загорскому и Свердлову. Помимо прочего, Вера Игнатьевна оформляла павильоны и выставки, преподавала в классе лепки ВХУТЕИНа, создавала линии женской одежды вместе с модельером Надеждой Ламановой.
В 1937 году Вера Игнатьевна создала свою самую знаменитую скульптуру — 24-метровую статую «Рабочий и колхозница». Монумент был отправлен в Париж, где венчал советский павильон на Всемирной выставке.
Во французской прессе «Рабочего и колхозницу» назвали «величайшим произведением скульптуры XX века». Произведением советского скульптора восхищались все, в том числе, художник Пабло Пикассо, писавший:
«Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба».
В 1939 году после завершения выставки монумент был установлен в Москве у северного входа на Выставку достижений народного хозяйства. Статуя стала символом столицы, а затем — и одним из символов страны.
В октябре 1941 года Вера Мухина была эвакуирована в город Каменск-Уральский, где она продолжила работу над скульптурами.
Все бы хорошо, но вот муж, подвергшийся в 37-ом году репрессиям и перенесший инфаркт, тяжело болел.
В Каменске-Уральском Алексей Андреевич находился вместе с женой и сыном Всеволодом, и даже работал врачом-хирургом в местной больнице. Тем не менее, Вера прекрасно знала — Алеша живет через боль.
Вера Игнатьевна всячески ухаживала за супругом, просила его не брать на себя большие нагрузки — но тщетно. Профессор Замков (который, кстати сказать, считался одним из прототипов булгаковского профессора Преображенского), работал наизнос.
В августе 1942 года семья вернулась в Москву, а уже в октябре у Алексея Андреевича случился второй инфаркт, который профессор не пережил. Замкова похоронили на Новодевичьем кладбище, Вера Игнатьевна сделала памятник с надписью «Я сделал для людей все, что мог».
Вера Игнатьевна продолжала трудиться на благо отечественного искусства. В 1952 году Мухина создала уникальный памятник Максиму Горькому, который был установлен на родине писателя. В 1953 году Вера Игнатьевна представила на суд общественности один из своих безусловных шедевров — памятник композитору Чайковскому, что ныне стоит во дворе Московской консерватории.
Мухина трудилась до последнего дня, оставив множество незавершенных скульптур, которые воплощали в жизнь уже ее ученики.
6 октября 1953 года великий скульптор Вера Игнатьевна Мухина скончалась от стенокардии в возрасте 64 лет. По ее просьбе, скульптора похоронили на Новодевичьем, рядом с мужем. Памятник для могилы Мухиной сделала ее ученица, Нина Германовна Зеленская. На надгробии Зеленская сделала надпись: «И я тоже».
Таким образом, там, в пределах вечности, Вера и Алексей смотрят друг на друга и перекликаются:
«Для людей я сделал все, что мог», — говорит доктор Алексей Замков.
«И я тоже», — отвечает скульптор Вера Мухина.