К ней тут же пришли из разведки НКВД и предложили ехать с итальянцем со всеми вытекающими последствиями

Тогда ещё никому не известная актриса, так приглянулась вождю, что он предложил дать ей премию. Вместо просто премии ей дали орден Трудового Красного Знамени, а Пырьеву – орден Ленина, но, самое главное, прекратилась его опала…

Звезда эпохи

За 20 лет эта Народная артистка СССР, лауреат пяти Сталинских премий сыграла в кино всего 17 ролей, но почти все они – главные. Когда Марина Ладынина была на пике популярности, успех ей был абсолютным.

Она была частью яркой и весёлой киносказки, в которую советские кинозрители верили в самые сложных десятилетия ХХ века. Героини Ладыниной были бесхитростными, наивными, но всегда искренними и честными.

Детство

Марина Ладынина родилась 24 июня 1908 года на Смоленщине в деревне Скотинино. Родители, Алексей Дмитриевич и Мария Наумовна, простые малоземельные крестьяне, имели на двоих три класса церковно-приходской школы.

В 1910 году они подались за счастливой жизнью в Енисейскую губернию, и осели на родине матери в деревне Назарово в 200 верстах восточнее Красноярска. Там у Марины родились брат Толя и сёстры Валя и Клава. Детство и юность Марины прошли в Назарово, и с тех пор она называла себя сибирячкой, умалчивая о настоящем месте рождения.

Главой семьи была мама, женщина волевая и властная. Она требовала от детей полного послушания и помощи по хозяйству. На Марину, как на старшую дочь, ложилась самая большая нагрузка, и она, не выдерживая, несколько раз сбегала из дома.

Однажды она заблудилась и чуть насмерть не замёрзла в тайге. Несгибаемый характер Марины стал и залогом её успеха, и причиной её страданий: она просто не умела отступать.

Как-то само собой получилось, что у неграмотных родителей дочь с раннего детства тянулась к книгам и знаниям. Читать девочку научил дед, и она, прочитав книжку, тут же бежала пересказывать её «с выражением» своим не умеющим читать сверстникам.

Потом Марина стала показывать книги в лицах, интерпретируя по-своему каждого персонажа, и у неё получались хара́ктерные роли. В сельской школе она сразу записалась в театральный кружок, но, пока её на сцену не выпускали, выучила наизусть все роли, и подсказывала запнувшимся на полуслове «актёрам».

В Назарово была только четырёхлетняя школа, и родители, хотевшие, чтобы дочь стала учительницей, отправили её учиться в окружной городок Ачинск, где в спецшколе она могла получить начальное педагогическое образование.

В Ачинске был крохотный театр, частенько, когда штатная актриса не могла прийти на спектакль, 15-летняя Марина её заменяла, и была настолько хороша, что зритель не замечал подмены.

Учительница

Окончив школу, Марина вернулась учительствовать в Назарово, а потом ей дали ещё и школу в Усть-Берёзовке, до которой было почти 70 вёрст, и чтобы туда добираться, райкомнаробр выделил ей лошадь с телегой. Так она и кочевала между деревнями два года. В Назарово Марина вела ещё и сельский театральный кружок, в котором в детстве была суфлёром.

В 1927 году Марина уехала на родную Смоленщину, устроилась там в школу, и так же, как в Назарово, стала вести сельский театральный кружок. Как-то они поехали на конкурс в уездный Гжатск, а там на сцене её увидел Сергей Фадеев – ученик Всеволода Мейерхольда и артист его театра.

Он посоветовал Марине бросить учительство, ехать в Москву или Ленинград и поступать в театральное училище.

ГИТИС

В 1929 году Марина поехала в столицу и подала документы в Центральный техникум театрального искусства, который спустя два года стал знаменитым ГИТИСсом. На экзамен Ладынина попала к МХАТовской актрисе Серафиме Бирман, которая отличалась очень свирепым характером.

Однако талант Марины она разглядела сразу, и даже сделала пометку в ведомости о высокой одарённости абитуриентки Ладыниной. Марина за время учёбы сделала всё, чтобы педагоги в ней не разочаровались.

МХАТ

В ГИТИСе Ладынина вышла замуж за однокурсника Ивана Любезнова, но вскоре они расстались – Марина всерьёз увлеклась инженером итальянцем, и предложила Ивану остаться друзьями. Любезнов пошёл служить в Малый театр, а Ладынину сразу после выпуска в 1933-м пригласили во МХАТ, на афишах которого были одни звёзды.

Больших ролей новой актрисе не давали, и ей приходилось буквально отвоёвывать себе место на сцене. После скромной роли монахини в спектакле «Егор Булычёв и другие», через два года после прихода в театр, ей предложили репетировать в чеховских «Трёх сестрах» – спектакле, о котором мечтает любая актриса. Но внезапно итальянец предложил Марине выйти за него замуж и уехать в Италию.

К Ладыниной тут же пришли из разведки НКВД и предложили ехать с итальянцем со всеми вытекающими последствиями: агент в фашистской Италии был бы весьма кстати. Ладынина от роли Маргареты Гертруды Зелле, больше известной как Мата Хари, отказалась, и тогда ей пригрозили, что во МХАТе она больше играть не будет. Ладынина оказалась без работы и с неоднозначной репутацией.

Иван Пырьев

Она не сдалась, бралась за любую работу в театре, лишь бы не выпасть из актёрского круга и свести концы с концами, подрабатывала прачкой и полулегально жила в каптёрке без окон в подвале театра.

Как-то подруга познакомила её с уже известным режиссёром Иваном Пырьевым, который, как и Марина, был в опале: после разгромной критики его картины «Партийный билет» его уволили с «Мосфильма» и чуть не отобрали собственный партбилет. Марина влюбилась в Пырьева на всю жизнь.

Лишившись работы в Москве, Пырьев договорился, что ему позволят новую картину «Богатая невеста» снять в Киеве. Как раз это время Пырьев решил, что будет снимать лёгкие музыкальные комедии. В Ладыниной он увидел свою главную героиню – девушку из народа.

Марина согласилась, но взяла с Пырьева слово, что он возьмёт в картину её бывшего мужа, и когда-нибудь даст ей роль Настасьи Филипповны в «Идиоте» Достоевского. Пырьев слово дал, но выполнил лишь одно обещание: взял Ивана Любезнова на роль счетовода Ковынько (а потом и лейтенанта Ивана Демидова в «В шесть часов вечера после войны»), а второго не сдержал: в «Идиоте», который он снял в 1958 году, обещанную Ладыниной роль играла Юлия Борисова.

Зато в этой картине снова играл Любезнов. Ладынина умела дружись, и с бывшим мужем навсегда сохранила прекрасные отношении. Актёр много раз пытался вернуть Марину, даже беременную от Пырьева, а потом женился на её младшей сестре Валентине.

«Богатая невеста»

«Колхозную» комедию «Богатая невеста» зритель встретил тепло, но ЦК КПУ фильм не понравился, и в Москве решили положить ленту на полку.

Спасли фильм случай и Ладынина: весной 1938 года новый руководитель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР пламенный чекист Семён Дукельский отправил комедию в Кремль, и Ладынина, тогда ещё никому не известная, так приглянулась вождю, что он предложил дать ей премию.

Вместо просто премии ей дали орден Трудового Красного Знамени, а Пырьеву – орден Ленина, но, самое главное, прекратилась его опала.

«Трактористы»

Успех вдохновил Пырьева, и он тут же запустился с новым «колхозным» фильмом «Трактористы», но личный и творческий союз дал трещину: законная супруга Пырьева актриса Ада Войцек убедила Ладынину, что на её несчастье счастья им не построить.

Марина едва ли не впервые уступила, и, скрыв от Пырьева беременность, уехала в Одессу, родила сына Андрея и дала ему свою фамилию. Пырьев узнал о рождении сына, когда мальчику было уже несколько месяцев.

Он не начинал снимать «Трактористов» без Марины, и руководству «Мосфильма» пришлось её уговорить. Как только она вернулась, он сразу сделал ей предложение.

«Трактористы» вызвали настоящий фурор у народа и очень понравились главному кинозрителю страны: создатели фильма получили Сталинскую премию I степени. Для Пырьева и Ладыниной она стала первой из одиннадцати на двоих.

«Свинарка и пастух»

Пырьев, зная желание жены играть серьёзные роли, снял её в мелодраме «Любимая девушка». Однако картина прошла незаметно, премий и наград не получила. Пырьев передумал делать из Ладыниной драматическую актрису, и начал снимать новую народную ленту «Свинарка и пастух», в которой герои говорили стихами.

У крестьянок таких необыкновенно красивых рук, как у Ладыниной не бывает, и в кадр они попали лишь раз: руки дублировала настоящая колхозница. В середине июня 1941 года на Кавказе закончились натурные съёмки, и киногруппа Пырьева выехала в Москву. О том, что началась война, они узнали в пути.

Прямо с вокзала, не заходя домой, Пырьев с чемоданом пошёл на сборный пункт, но его вызвали на «Мосфильм» и приказали срочно подготовить картину к выходу на экраны.

Пырьев с задачей справился: впервые «Свинарку и пастуха» показали в ноябре 1941-го, когда «Мосфильм» уже эвакуировался в Алма-Ату. Когда Ладынина и Пырьев туда приехали, их вместе с другими звёздами кино поселили в доме, который народ прозвал «лауреатником».

*

*

«В шесть часов вечера после войны»

В эвакуации Пырьев начал снимать новый фильм с рабочим названием «Девушка из Москвы» с Ладыниной, разумеется, в главной роли. Герои фильма зенитчица Варя Панкова и старлей артиллерист Василий Кудряшов, снова говорили стихами.

Во время съёмок Пырьев нашёл цитату из романа Ярослава Гашека, которая отлично подходила для ленты 1943 года, когда случилась победа в Сталинграде. Фильм назвали «В шесть часов вечера после войны», а вышел он за год до победы.

Картина на всех произвела огромное впечатление: враг ещё окончательно не разбит, а уже показывают победу, а, значит, она непременно будет, и люди верили, что они до этого светлого часа доживут.

«Свинарка и пастух» и «В шесть часов вечера после войны» получили каждый по Сталинской премии II степени, а Ладынина – звание Заслуженной артистки РСФСР. Народной СССР она стала через 6 лет.

«Сказание о земле сибирской»

После войны популярность Ладыниной была столь высока, что именно она, а не Любовь Орлова или Тамара Макарова поехала на первый в истории кинофестиваль в Каннах в составе советской делегации. Ладынина могла оказаться на Лазурном берегу ещё в 1939-м с «Трактористами», но началась Вторая мировая война, и первый каннский фестиваль состоялся только в 1946 году.

В том же 1946-м Пырьев начал снимать «Сказание о земле сибирской». Для Ладыниной это была не совсем обычная роль: она играла не девушку из народа, а певицу с консерваторским образованием, отправившуюся на самолёте на международный вокальный конкурс. Создатели картины получили свою очередную общую, четвёртую по счёту Сталинскую премию.

(В 1942 году Пырьев снял «Секретаря райкома» в котором Ладынина играла связистку Наташу. За этот фильм Пырьев получил премию II степени, а Ладынина на этот раз осталась без награды).

«Кубанские казаки»

Пырьев решил вернуться к народной тематике: «Кубанские казаки» стали самой успешной послевоенной их с Ладыниной картиной. На съёмках Сергей Лукьянов, игравший главную мужскую роль Гордея Ворона, предложил Пырьеву сцену, в которой на шею Ворону падал хомут. Пырьев, известный деспот, не выбирая выражений, указал Лукьянову, где его место.

Марина поддержала Лукьянова, за что Пырьев наорал и на неё, и публично назвал дурой. Актриса ушла с площадки, а назавтра Пырьев также публично перед ней извинился, и снял эпизод так, как хотели Лукьянов и Ладынина.

После «Кубанских казаков», которые принесли очередную, пятую по счёту Сталинскую премию, а для Пырьева – шестую подряд, Ладынина поняла, что бесконечно играть хохотушек она не сможет – ей было уже за 40, а Пырьев категорически не хотел менять стилистику своих картин.

Как только пошатнулся творческий союз, стал рушиться и семейный. Пырьеву нужна была новая муза в кино, и он начал искать её среди молодых актрис. Ладынина понимала, что если муж найдёт новую героиню, то их отношения съёмками не ограничатся, ведь именно так было и с ней самой.

«Испытание верности»

В 1953-м Пырьев начал ставить «Испытание верности», но Министр кинематографии СССР Иван Большаков запретил режиссёрам снимать своих жён. Ничего глупее придумать было невозможно.

Представим себе на минуту, что Федерико Феллини не снимал Джульетту Мазину, Сергей Герасимов – Тамару Макарову, Григорий Александров – Любовь Орлову, Глеб Панфилов – Инну Чурикову, Владимир Меньшов – Веру Алентову, Сергей Колосов – Людмилу Касаткину.

Развод

Пырьев устроил грандиозный скандал, и ему в последний раз в порядке исключения позволили снять жену в своём фильме. Это, впрочем, семейных уз не укрепило, и именно «Испытание верности» стало последней совместной картиной Пырьева и Ладыниной.

О том, что было реальной причиной разрыва – «служебный» роман Пырьева с Лионеллой Скирдой или письмо в ЦК о неверности мужа, которое нашла домработница и показала Пырьеву, судачат до сих пор. Они оба понимали, что развод сильно ударит по ним обоим, поэтому до последнего разрыв не афишировали, и даже пышно отпраздновали 20-летие совместной жизни.

После официального развода, который был оформлен в 1964-м, при жизни они не встречались. Марина пришла лишь на похороны Пырьева – упросила распорядителей похорон дать ей возможность проститься с ним до начала официальной церемонии.

(Новой жене Пырьев доверил только одну роль: в «Братьях Карамазовых», во время работы над которыми он умер, и заканчивали картину Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, она сыграла Грушеньку).

Уход их кино

После разрыва с Пырьевым Ладынина снялась в кино лишь дважды: в 1963-м в картине сына Пырьева от первого брака Эрика «Мелодии Дунаевского» она сыграла саму себя, и в 1965-м в так и не вышедшем на экран фильме Дмитрия Вуроса «Люди остаются людьми».

Расхожий слух, что Пырьев перекрыл бывшей жене дорогу в кино, истине вряд ли соответствует: в 1968 году он скоропостижно скончался, а Ладынина и после этого в кино не снималась – она сама оказывалась от ролей, хотя в тот момент ей было всего 60 лет, и она была в прекрасной форме.

После ухода из кино Ладынина просила принять её на службу в Малый, Вахтанкговский или Пушкинский театр, но никто не хотел брать актрису, которая одним своим появлением на сцене могла затмить любую звезду.

В конце концов, она устроилась в Театр-студию киноактёра – директор театра просто не нашёл формального повода, чтобы отказать киноактрисе, носившей звание Народной артистки СССР. В этом театре Ладынина играла в «Варварах» Максима Горького и в «Русских людях» Константина Симонова.

Ладынина много ездила по Союзу с концертами – так она могла видеть зрителей. Жила она скромно, общения не избегала, но и к светской жизни не стремилась.

10 марта 2003 года Марина Ладынина умерла на 95-м году жизни.

Оцените статью
К ней тут же пришли из разведки НКВД и предложили ехать с итальянцем со всеми вытекающими последствиями
Откуда у Пушкина появилась няня Арина Родионовна и как ее звали в жизни