Как горничная заменила императрицу. «Живой манекен» Александры Федоровны

Платья российских императриц были не только стильными и красивыми. Считалось, что любой, даже повседневный наряд супруги императора должен наглядно отражать и демонстрировать ее высочайший статус. Работа портных из списка поставщиков российского императорского двора поэтому была очень сложной и ответственной.

Известно, что у последней российской императрицы — Александры Федоровны, было несколько собственных портных. Коронационное платье для Аликс сшила русская мастерица Ольга Бульбенкова. Этой искусной портнихе императрица доверяла пошив своих нарядов и позднее.

Личные портные императрицы

Позднее у Александры Федоровны появились и другие личные портные — мастер Михайлов, Павел Китаев и т. д. Но помимо Ольги Бульбенковой, любимыми и самыми востребованными портными у императрицы стали стали супружеская чета Бризаков и Надежда Ламанова.

В более поздние сроки правления Николая II императрица предпочитала Ламанову, а в более ранние — Бризаков. Ателье Бризаков Александре Федоровне, скорее всего, посоветовала свекровь — вдовствующая императрица Мария Федоровна. Мария Федоровна сама часто заказывала наряды этим портным.

И Ламанова и супруги Бризаки, по отзывам современников, шили по-настоящему стильные и элегантные наряды. Поставщиками Александры Федоровны, а позднее — и ее дочерей, они оставались вплоть до самой революции.

Бережливая царица

Многие современники Александры Федоровны, конечно, оставили воспоминания и о том, как она заказывала себе наряды, а также о том, как шились платья для императрицы.

Согласно этим воспоминаниям, при заказе каждого платья Александра Федоровна в первую очередь интересовалась его стоимостью. Затем императрица начинала сетовать на дороговизну наряда и жадность портных.

Многие придворные считали эту привычку Александры Федоровны проявлением ее «мещанства» и крохоборства. Но, по воспоминаниям близких подруг императрицы, это, конечно же, было совсем не так. Привычка Александры Федоровны экономить происходила не из ее жадности, а была следствием воспитания.

Как известно, последняя российская императрица, рано потеряв мать, переехала жить к бабушке — прижимистой королеве пуританке Виктории. Английская монархиня привила Александре Федоровне не только набожность и скромность, но и привычку к бережливости.

Экономить императрица старалась не только на себе, но и на дочерях. Известно, что младшие последние великие княжны, к примеру, даже донашивали наряды за старшими. До наших дней сохранились счета портных на переделку царской детской одежды.

Элитные портные Петербурга

Разумеется, придворные портные Александры Федоровны и Марии Федоровны пользовались огромной популярностью и у представителей высшего петербургского света, и у родственников-Романовых.

Торговый дом «Бризак», к примеру, считался элитным магазином, который без урона для своей репутации могли лично посещать любые члены императорской фамилии.

Сохранились сведения, что представители семейства Романовых посещали магазин Бризаков очень часто. При этом они заранее оповещали владельцев компании о своем прибытии.

Получив такое извещение, Бризаки должны были оповестить о намерении высокопоставленной особы приехать к ним в магазин полицию. В обязанности последней в свою очередь входило обеспечение охраны представителя дома Романовых и наведение порядка в районе расположения магазина.

Чуть не подвела портных под монастырь

Известен случай, когда младшая сестра Николая II — великая княжна Ольга Александровна, нагрянула в магазин Бризаков внезапно, никого не предупредив. Ольга Александровна была девушкой очень простой и ее тяготили всевозможные условности, которым следовали челны императорской семьи.

Великой княжне сообщили, что в магазин Бризаков привезли новые платья из Парижа и она сразу же села в экипаж и отправилась смотреть на наряды. Из-за внезапности посещения Бризак не успел или же от волнения просто забыл оповестить полицейский пост, расположенный в квартале.

Из-за этого на него в последующем был наложен крупный штраф. Ольга Александровна однако заступилась за портного. Платить Бризаку ничего не пришлось.

Замкнутая императрица

Представительницы семейства Романовых, таким образом, любили посещать магазины и ателье элитных портных из личного списка Александры Федоровны. Однако сама последняя императрица стала в этом плане исключением.

Если по молодости Александра Федоровна еще и занималась «вип-шоппингом» (в основном по инициативе ее старшей сестры — великой княгини Елизаветы Федоровны), то позднее она совсем прекратила свои поездки к модельерам.

Супруга Николая II, как известно, была женщиной необщительной и замкнутой. Александра Федоровна терпеть не могла устраивать балы и приемы, сторонилась своих фрейлин, не дружила практически ни с кем из великосветских петербургских дам.

На примерки в столичные ателье она не ездила и модельеров в свой дворец не приглашала. Известно, что даже одевалась Александра Федоровна по утрам исключительно сама, не желая лишний раз приглашать горничных и общаться с ними.

Больные ноги Александры Федоровны

Ко всему прочему у супруги Николая II были еще и больные ноги. Иногда у императрицы настолько сильно болели суставы, что она была вынуждена передвигаться по обширным коридорам императорских резиденций на инвалидной коляске. Долго стоять во время подгонки платьев Александра Федоровна в любом случае не могла.

Нежелание и неспособность Александры Федоровны делать полноценные примерки и подгонки своих платьев, могло бы представлять для императорского двора достаточно серьезную проблему. Ведь платья императрицы должны были быть идеальными.

Конечно, в XIX в. существовали способы шить платья для клиенток и без личных примерок. Элитные петербургские портные, конечно, были мастерами своего дела и на взгляд современного человека могли бы кроить наряды для императрицы просто по ее имеющимся известным меркам.

Однако в те времена шить наряды подобным образом было попросту не принято. Мастера предпочитали использовать метод подгонки на фигуре. Это было гораздо более эффективно и позволяло создавать идеально сидящие на той или иной даме платья.

Манекены

Не желавшая посещать модельеров и приглашать их к себе Александра Федоровна могла воспользоваться и другим методом пошива платьев. Известно, что в XIX в. у многих богатых дам имелись свои собственные манекены, изготовленные по их личным параметрам.

По этому манекену, если дама по какой-то причине не могла лично посетить ателье, и делались примерки.

Скорее всего, имелся такой манекен и у Александры Федоровны. Подобный способ примерки и подгонки нарядов однако считался в XIX в. приемлемым, но также не вполне надежным. Раскрой платья на жестком манекене мог стать причиной допущенных ошибок. В отношении императрицы же любые недочеты, конечно, допустимы не были.

Возможно, с учетом необщительности Александры Федоровны, придворные портные все же и начали бы шить для нее наряды просто по манекену.

Но сама Александра Федоровна проявила изобретательность и нашла более эффективный и надежный способ делать подгонки своих платьев. Императрица попросту завела свой собственный личный «живой манекен».

Мадлена Занотти

На примерки в ателье вместо государыни начала ездить итальянка Мадлена Занотти, одна из шести горничных Александры Федоровны. Эта девушка происходила из семьи, издавна служившей герцогам Гессенским, роду к которому, как известно, принадлежала императрица.

Служить императрице она начала в 1894 г, сразу после ее свадьбы с Николаем II. Позднее вслед за императорской семьей она переехала из Зимнего в Царское Село, в Александровский дворец, который стал новой резиденцией последних Романовых.

Вместе с еще одной горничной — Луизой Тутельберг, Мадлена жила на втором этаже дворца. Располагалась комната горничных в неподалеку от комнат великих княжон.

Своим «живым манекеном» Александра Федоровна сделал горничную потому, что у той была точно такая же фигура — рост, объем талии, груди и т. д, как у императрицы.

Сложно ли было Мадлене выполнять порученную ей Александрой Федоровной обязанность или нет, осталось неизвестным. Горничная не оставила после себя никаких воспоминаний об этом. Но скорее всего, обязанность эта была не слишком простой.

Примерки у портных в XIX в. были занятием утомительным. К тому же горничной, видимо, приходилось тщательно следить за своей фигурой. Ведь, если бы она, к примеру, даже немного похудела или поправилась, это негативно сказалось бы на платье императрицы.

Наряд пришлось бы переделывать или вообще менять на новый, что вряд ли понравилось бы бережливой Александре Федоровне.

Верная горничная

В любом случае служить «живым манекеном» императрицы, несмотря на сложность задачи, Мадлене Занотти, скорее всего, было не в тягость. Известно, что как и комнатная девушка — Анна Демидова, расстрелянная вместе с царской семьей, Мадлена любила Александру Федоровну и сохранила ей верность до конца.

Где она находилась на момент ареста царской семьи в Царском Селе неизвестно. Но сохранились сведения о том, что горничная последовала за Романовыми в ссылку в Тобольск. В Тобольске однако к царской семье ее не допустили.

И тогда Мадлен поселилась в городе на частной квартире. В последующем вплоть до отправки Романовых в Екатеринбург она, пользуясь своим независимым положением, оказывала Александре Федоровне всевозможные услуги.

Как сложилась судьба Мадлен после революции доподлинно осталось неизвестным. После расстрела царской семьи она некоторое время жила в России. По сохранившимся сведениям Отдела НКРИ Р.С.Ф.С.Р, к примеру, бывшая горничная царской семьи получала постоянное пособие в 650 рублей в год.

Но позднее Мадлен, видимо, все же эмигрировала. В архивах сохранились сведения, что еще в 1920 г. ее допрашивали в Париже по делу о гибели последней российской императорской семьи.

Оцените статью
Как горничная заменила императрицу. «Живой манекен» Александры Федоровны
Невеста горбуна