Как Иван Бортник плюнул в лицо своему другу Высоцкому: рискованная импровизация

Иван Бортник прославился своей ролью Промокашки в фильме «Место встречи изменить нельзя». Впрочем, сам он раздражался, когда его называли Промокашкой: ведь в его репертуаре были серьёзные, глубокие роли. 16 апреля исполнилось 84 года со дня рождения артиста.

Снявшись в фильме «Место встречи изменить нельзя», Иван Бортник стал звездой. Он придумал всю роль сам: в сценарии его персонаж Промокашка не произносил ни слова.

Дворовое воспитание интеллигентного мальчика

Иван Бортник родился в интеллигентной московской семье: мама — учёный-филолог, отец — заместитель главного редактора крупного издательства. Стоит ли удивляться тому, что в школе его не интересовали точные науки, зато литературу и русский язык он всегда знал на пять. Успевал Иван и музыкой заниматься — научился играть на виолончели.

Дворовое воспитание делало своё дело: как и многие мальчишки того времени, Иван общался с хулиганами и ворами, некоторые его знакомые, успев пройти «зону», занимались «воспитанием» подрастающего поколения во дворах и переулках Москвы. Как вспоминал актёр, ему как-то раз даже пришлось постоять «на шухере», пока старшие товарищи грабили ларёк.

Дружба с Высоцким

К счастью, вскоре перевесили другие интересы: к литературе и музыке, а ещё — к театру. Ваня начал увлекаться постановками ещё в детстве. Окончив школу, поступил на курс Владимира Этуша в Щукинское училище. А потом попал в труппу легендарного Театра на Таганке.

Это было крупное везение: мощные спектакли, на которые рвалась вся Москва, дружба с Владимиром Высоцким — крепкая, настоящая. Однажды Бортник даже отказался от роли Гамлета, которую Юрий Любимов хотел ему отдать, сняв с роли Высоцкого.

Бортник наотрез отказался — не мог он подставить друга, даже ради роли, о которой мечтает каждый. Смоктуновский называл его «единственным гением Таганки», а Высоцкий посвящал своему другу стихи и песни: например, «Мой милый Ваня, я гуляю по Парижу».

Промокашка

Кроме театра, Бортник снимался и в кино, но ему доставались преимущественно второстепенные роли. Настоящая слава пришла к нему после роли бандита Промокашки в фильме «Место встречи изменить нельзя». Поначалу Станислав Говорухин хотел, чтобы Бортник сыграл Шарапова.

Но руководство студии посчитало: не годится, чтобы обе главные роли исполняли актёры Театра на Таганке, ведь на роль Жеглова уже был утверждён Высоцкий, этого удалось добиться с огромным трудом. Тогда Говорухин предложил Бортнику самому выбрать персонажа и позволил как угодно импровизировать.

Бортник сделал из «молчаливого парня в кепке-шестиклинке», как это было в сценарии, полноценного героя — со своим характером и судьбой.

«Нельзя плевать в сотрудников милиции!»

Рассказывали, что, когда снимали сцену выхода бандитов из подвала, Говорухин был недоволен: получалось как-то скучно и затянуто. Он попросил актёров «дать огня». И тогда Бортник-Промокашка исполнил блистательную сцену с блатной песней и истерикой.

Правда, на экран не попало завершение этой сцены: Промокашка в отчаянии плюёт в лицо Жеглову, его скручивают и валят на землю. Эпизод с плевком запретили показывать: мол, увидев такое, каждый задержанный начнёт плевать в лицо сотрудникам милиции, нельзя этого допустить.

Две любви Ивана Бортника

Сам Иван Бортник, сыгравший ещё множество ролей, повторял в интервью: «Я не Промокашка!» — уж очень его стала со временем раздражать популярность этого персонажа. И «Место встречи» в последние годы актёр не смотрел: надоело.

Первая — актриса Инна Гулая. Оба были молоды, категоричны, амбициозны, с похожими характерами. И через короткое время расстались — не могли выдерживать такой накал эмоций. Вскоре Иван встретил Татьяну — она преподавала в театрально-художественном училище.

Они поженились, и Татьяна была преданной женой актёра. Она прощала его капризы и взрывы гнева, запои и обида… Потому что любила. И знала: он её тоже любит. Бортник прожил почти 80 лет, умер в 2019 году, и Татьяна была с ним рядом до последнего вздоха.

Оцените статью
Как Иван Бортник плюнул в лицо своему другу Высоцкому: рискованная импровизация
Жизнь, смерть и единственная любовь: 7 фактов о Патрике Суэйзи