Как-то в одной компании зашел разговор о том, какой женский голос можно считать самым привлекательным? Предложения были самые разные, пока один мужчина средних лет не сказал, что для него идеалом женской красоты и голоса является Марлен Дитрих.
Я тогда несколько удивился, ведь в моем понимании это немецко-американская актриса давно уже является иконой стиля ретро в его самом, скажем так, гипертрофированном выражении. Но согласился, что в голосе Марлен Дитрих до сих пор чувствуется, что-то манящее и призывное, что заставляет волноваться и думать об этой женщине.
В целом согласились с этим мнением и другие мужчины. А вот большинство женщин, наоборот, посчитали и голос и манеру исполнения Марлен Дитрих слишком однообразными. Странная дилемма, не правда ли?
Понятно, что певица должна нравится мужчинам больше, чем женщинам, хотя бы силу своего пола. Но сводить этот вопрос только к гендерным предпочтениям публики было бы слишком примитивно. В общем, этот вопрос так и остался для меня открытым на тот момент.
Однако в одном из интервью Людмилы Гурченко я неожиданно услышал правильный ответ. В ответ на лесть со стороны своего интервьюера и сравнение советской кинодивы с Марлен Дитрих Людмила Марковна устало отмахнулась: А что Марлен?
Она всю жизнь специально пела в одной тональности Фа Минор. Людмила Гурченко даже слегка спародировала эти преувеличенно низкие и слегка шипящие звуки голоса Марлен Дитрих. И это было удивительно похоже!
Гурченко, вероятно, подразумевала: то ли дело я, многостаночница — и чтец, и жнец, и на трубе игрец. И все это, конечно, правда. Но я хотел бы отметить, как мимоходом Людмила Марковна раскрыла секрет влияния голоса Марлен Дитрих на мужскую половину человечества.
По мнению ряда ученых (впрочем, есть и не согласные с этим мнением) низкие женские голоса привлекают мужчин больше, чем высокие. Наверное, здесь нельзя говорить обо всех мужчинах, но все же можно предполагать, что речь идет о довольно значительной выборке.
Это подтверждает тот факт, что в Германии Марлен Дитрих пела вполне обычным, ни чем особо не примечательным сопрано (например знаменитая композиция «Die Fesche Lola» из фильма 1930 года «Голубой ангел»). Но после того как актриса перебралась в США, она специально запела искусственно сниженным голосом в одной единственной тональности Фа Минор.
Без малейшего сомнения, Марлен Дитрих, обновившая в эмиграции свой знаменитый образ женщины вамп, пыталась таким образом привлечь дополнительное внимание мужской аудитории уже не только своей внешностью, но еще и дополнительной модуляцией голоса, влияющей на мужчин уже на уровне подсознания.
Возможно, что в силу этой некоторой сознательной искусственности голоса Марлен Дитрих с очевидным уклоном в чувственную привлекательность, женская аудитория ее поклонниц была менее велика, чем мужская.
Я не хотел бы этой статьей как-то принизить значение Марлен Дитрих. Что бы там ни было, эта женщина — гений во многих смыслах. Но удивительно, как другая, не менее талантливая российско-советская актриса и певица Людмила Гурченко абсолютно между делом раскусила творческую кухню этой великой кинодивы XX века.