«Как нагуляла, так и корми. Не выйдет у тебя своего поскребыша на нас повесить» История матери — одиночки в XIX веке

– Как нагуляла, так и корми! Не выйдет у тебя своего поскребыша на нас повесить! Опозорила, жизни нам с матерью из-за тебя не стало! Уходи, Липа, по-хорошему.

– Куда я пойду с младенцем? Как жить стану? Не прогоняйте меня, сжальтесь.

– Уходи, хватит с нас позора. Иди к тому, кто тебя этим кульком осчастливил.

Как вы считаете, материнский инстинкт «по умолчанию» заложен в каждой женщине природой? Или все же нет? Мне кажется, что все же не каждая мать может полюбить своего ребенка.

Сейчас государство делает все, чтобы дети, от которых отказались матери, выросли полноценными людьми, а два века назад родить без брака было позором, поэтому от малышей чаще всего просто избавлялись.

Я хочу познакомить вас с Олимпиадой Баниной, многодетной матерью-одиночкой из Починской волости.

Олимпиада Банина, или просто Липа, родилась и выросла в небольшой деревеньке в семье простого крестьянина. Большому семейству жилось сложно, приходилось много работать, чтобы прокормить всех детей.

Отец Липы, в отличие от других сельчан, придерживался достаточно консервативных взглядов в воспитании, своим дочерям он запрещал якшаться с парнями. В начале девятнадцатого века девицам на выданье не возбранялось гулять с парнями. Общество считало, что так девушка в супружескую жизнь вступит уже опытной и без ветра в голове.

Матери регулярно со своими дочерями проводили беседы, объясняли, что интима допускать нельзя, что общение с ухажером должно быть исключительно платоническим, но все же грешки случались и довольно-таки часто.

Парни очень неохотно брали на себя ответственность за беременность подруги, они просто открещивались от нее, и молодой женщине приходилось со своими проблемами справляться в одиночку. Родители, как правило, о том, что в их семье скоро появится новорожденный, узнавали не сразу, в лучшем случае беременность определяли по округлившейся фигуре, в худшем – во время родов.

Относились к незаконнорожденным детям предвзято, младенца, которому было всего пару часов от роду, могли обидно обозвать. Внебрачных малышей называли «коршаками» или «заскребышами», а родивших их женщин откровенно презирали.

Молодая мать надолго становилась объектом обсуждений, на личной жизни она могла сразу ставить крест, брать в жены мать-одиночку никто не хотел. Зачем? Ведь в каждой семье было несколько детей, дефицита в невестах даже в самых маленьких селах не было.

Липа, несмотря на регулярные разговоры с матерью, все же оступилась, она завела близкие отношения с мужчиной значительно себя старше. Тот был вдовцом, жил в собственном доме и после смерти жены повторно обзаводиться семьей не собирался. Именно от него Липа и прижила своего первого ребенка.

Родители, узнав о беременности, естественно, разозлились. Я могу только предполагать, что Липа услышала тогда от матери с отцом.

Родители все же свою непутевую дочь пожалели, из дома выгонять не стали и приняли ее вместе с младенцем.

Липа матерью была никудышной, за ребенком не смотрела, иногда забывала даже покормить. Мальчик прожил совсем недолго, после его смерти Липа, как мне кажется, вздохнула с облегчением, наконец-то она избавилась от вечно кричащей докуки.

Отношения с рыбаком возобновились, теперь Липа со своим избранником встречалась уже тайно, закономерным исходом стала еще одна беременность.

Родители, узнав, что их дочь опять на сносях, пришли в бешенство. С Липой до родов обращались плохо, лишний раз старались с ней даже не разговаривать. Рыбак принять Олимпиаду в своем доме отказался, не нужна она была ему.

Липа родила дочь и сразу же сказала матери, что воспитывать ее она не намерена, снова грянул скандал, и отец, уставший от выходок дочери, собрал сельчан и попросил у них совета.

На сходе коллективно приняли решение, что Липу нужно наказать за ее легкомыслие и недостойное поведение. Мужчины по окончании собрания сразу же принялись за работу, на окраине деревни специально для Липы построили даже не избу, а скорее, хижину, именно в нее должна была отправиться женщина вместе с ребенком.

Липа, конечно, просила не гнать ее из родного дома, но отец был непреклонен, он не собирался вешать на себя лишний рот в лице уже нелюбимой внучки.

Липа под свист и осуждающие оклики брела на окраину, в руках сжимая небольшой кулек. В одеяло была завернута крошечная новорожденная девочка. Дочь она уже тогда ненавидела всей душой, именно из-за нее рухнула привычная жизнь, именно из-за нее Липа лишилась родителей и дома.

Как теперь жить? На что? Как прокормить хотя бы себя?

Вопросов было больше, чем ответов… Поселившись в хижине, Липа стала на жизнь зарабатывать издревле известным методом, каждый день с утра она выходила на улицу и, стучась в каждую избу, просила милостыню.

Запасами сельчане с «грешницей» делились очень неохотно, взрослые люди позволяли себе оскорбить Липу, а дети кидали ей вслед камни, свистели и смеялись. Кусок хлеба заработать женщине удавалось крайне редко, поэтому вместе с дочерью Липа практически каждый день ложилась спать голодной.

Несмотря на сложную жизнь, девочка росла здоровой. Дочь Липы рано поняла, что надеяться на мать не стоит, что в чужом доме ей больше рады, чем в родной халупе. Малышка, едва научившись ходить, скиталась по улицам, выпрашивай у прохожих еду.

Старший брат Липы не выдержал и племянницу забрал к себе. Поговаривали, что мужчина очень долго выводил паразитов, для этого ему даже пришлось ребенка наголо остричь.

Дочь Липы в доме дяди стала фактически служанкой, но она такой жизни радовалась, спала в тепле, ела досыта, ей больше не приходилось побираться по людям. На совершеннолетие дядя отписал своей племяннице землю, та засеяла участок льном, на деньги от его продажи и жила.

Вячеслав Тенишев в девятнадцатом веке создал Этнографическое бюро – организацию, которая занималась исследованием быта людей разного сословия. Участники этого сообщества ездили по деревням и селам, разговаривали с крестьянами, записывали интересные факты из их жизни.

Одному «корреспонденту» посчастливилось побеседовать и с Олимпиадой Баниной. Женщина ему показалась какой-то злой, уставшей, о своей же взрослой дочери она отзывалась с ненавистью:

– Ишь, пава! На улице меня встретит и ругать принимается, жизнь я ей испортила. Пусть спасибо скажет, что вообще на свет благодаря мне появилась. Не дошла я тогда до знахарки, не успела младенца из своей утробы вытравить!

Липа достаточно быстро поняла, что попрошайничеством качество жизни никак не улучшить, поэтому еще молодая женщина стала принимать мужчин у себя. Объяснять я вам не буду, зачем к Олимпиаде регулярно сельчане приходили в гости, наверное, это и так понятно. За шесть лет, что дочь Липы жила у своего дяди, Олимпиада родила еще трех сыновей.

Судьба Тихона, старшего из них, сложилась трагически, как и старшая сестра, в детстве мальчишка хлебнул горя. Пока мать принимала «гостей», Тихон ходил по домам и просил милостыню.

Все, что ребенку удавалось напопрошайничать, Липа со скандалом забирала. Сына она ежедневно избивала, порой как будто специально стараясь найти для наказания повод.

Тихон в семь лет отправился в школу, в этом возрасте другие ребятишки уже наизусть знали несколько молитв, а сын Липы не смог запомнить и одной. Отношения, которые сложились с одноклассниками Тихона, сейчас бы назвали буллингом, над мальчишкой издевались, смеялись, травили за то, что у него не было. Да и матери, по большому счету, тоже не было.

Из школы Тихона быстро выгнали, и девять лет он просто слонялся по улицам, подворовывал. Липе ни до него, ни до двух младших сыновей дела не было, дети вообще у нее росли, как сорняки.

Шестнадцатилетнего Тихона мать заставила идти на работу. Пристроился молодой человек пастухом, кроме него на эту должность в соседнем селе никто не согласился. Животных юноша не любил, коров систематически избивал кнутом.

Хозяева, заметив на боках животин характерные полоски, всполошились и потребовали ответа у Тихона. Тот сказал, что коровы сами царапают шкуру об осоку во время водопоя. Тихон характером ничем от матери не отличался, был наглым, высокомерным, не стесняясь, ходил по домам, и люди из уважения к его тяжелому труду в своем дворе его привечали.

Тихон постоянно придирался к хозяевам, высказывал претензии относительно вкуса еды и температуры воды, летом, мол, подали теплую. Если прием Тихону не нравился, то корова с пастбища возвращалась избитая.

Мужики села между собой посовещались и на кулаках объяснили Тихону, что он неправильно себя ведет. Пастух на нападавших затаил злобу, днем, когда коровы были на пастбище, он выдаивал их до капли, часть молока выпивал, а часть выливал или скармливал собакам.

Плату за свою работу пастухи в то время получали осенью, называлась она «петровщиной». С каждого двора пастуху приносили посуду, какие-то предметы быта, инструменты и одежду.

Тихон заранее договорился с владельцем лавки, что петровщину он по дешевке продаст ему. Липа сына опередила, все, что тот заработал, забрала себе.

Тихон посчитал, что мать поступила неправильно, но скандалить с ней не стал, через несколько месяцев молодой человек ушел бурлаком. Письма матери писал регулярно, обещал, что заработает деньги.

Отработав «смену», Тихон вернулся домой, маме он в подарок привез несколько аршинов ткани и трешку рублями, Липа деньги у сына забрала.

Немного отдохнув, Тихон вновь подался на заработки, но из поездки домой он так не вернулся, попал в госпиталь, где и скончался от болезни легких. Липа смерть сына оплакивала, на поминках рвала на себе волосы и кричала, что именно она виновна в гибели Тихона, из-за ее проклятий, якобы, сын слег в могилу.

Средний сын Липы выбился в люди, он тоже, как и Тихон, сначала пошел в пастухи, но работу свою выполнял ответственно, люди его ценили. Петровщину собирала Липа сама, продавала и деньги тратила по своему усмотрению.

Младший сын Олимпиады был лентяем, но учился достаточно неплохо, он смог устроиться в городе. Смерть Тихона Липу изменила, она перестала вести разгульный образ жизни и обратилась к Богу.

С местными так и не помирилась, ни с кем из сельчан не общалась, на службах молилась за старшего сына и просила Бога отпустить ей грехи.

Я почему-то ненависти к Олимпиаде не испытываю и ее не осуждаю. Больше всего в этой истории мне жаль среднего сына Липы Тихона.

Мальчишка в жизни ничего не видел, с юности тяжело работал, чтобы только мать его ни в чем не нуждалась. Вот так в жизни и происходит, нелюбимые дети на все готовы ради родителей. Наверное, это и есть абсолютная любовь.

Оцените статью
«Как нагуляла, так и корми. Не выйдет у тебя своего поскребыша на нас повесить» История матери — одиночки в XIX веке
«В девять лет её хотели отдать на потеху солдатам, а в 14 выдали замуж за сына короля». История Екатерины Медичи