Как парень из Екатеринбурга Григорий Александров дружил с Чаплиным, радовал Сталина и женился на кинозвезде

Григорий Александров – один из первых великих кинорежиссеров. Во многом благодаря ему наше советское кино 30-60-х годов было таким, каким его видел Григорий Васильевич. Фильмы «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна», «Встреча на Эльбе», «Композитор Глинка», «Русский сувенир» и другие – настоящая классика на все времена.

По поводу происхождения Григория Александрова есть две версии. Родился он в Екатеринбурге в 1903 году по одной из версий в семье горного рабочего, по другой, его отец Василий Григорьевич Мормоненко владел гостиницей и рестораном «Сибирь». Он по семейному преданию, выкрал невесту Анфису Григорьевну из дома ее родителей – знатных сибирских татар.

ДЕСАНТ ИЗ ЕКАТЕРИНБУРГА

В 12 лет Григорий попал на работу в Оперный театр Екатеринбурга – помогал бутафору, работал рассыльным. После Октябрьской революции новая власть взялась на перестройку работы уральских театров. И в это время 15-летний Александров поступает на курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе.

Когда на Екатеринбург наступал Колчак, в дом к Александровым пришел коренастый парень – Иван Пырьев. Вместе они после ухода Колчака в 1919 году начали налаживать художественную самодеятельность в городском клубе.

В августе 1921 года в уральскую столицу приехала на гастроли труппа из студии Художественного театра. Пырьев и Александров были впечатлены выступлениями артистов и решили ехать в Москву для обучения театральному искусству. Через месяц в столице их приняли в Первый рабочий театр Пролеткульта.

В то время был популярен актерский ансамбль «Синяя блуза», в котором играла актриса Ольга Иванова. В нее то и влюбился молодой Александров, вскоре она стала его женой. В 1925 году у пары родился сын Дуглас, названный в честь посетившего Москву американского киноактера Дугласа Фербенкса.

В первые годы работы в кино Григорий Александров помогал своему старшему коллеге – классику советского кино Сергею Михайловичу Эйзенштейну – он работал вместе с Мастером на съемочных площадках фильмов «Стачка», «Броненосец «Потемкин», сыграв в нем роль офицера. На следующих фильмах – «Октябрь» 1927 года и «Старое и новое» Александров значился соавтором и сорежиссером.

НА ЯХТЕ С ЧАПЛИНЫМ

В 1929 году Эйзенштейн, Александров и оператор Тиссэ едут в Европу пропагандировать советское искусство. В Париже Александров и Тиссэ по заказу богатейшего ювелира Леонарда Розенталя снимают фильм «Сентиментальный романс».

После этого была Америка, где Александров встречается с самим Чарли Чаплиным – здесь они обсуждали развитие киноискусства, вместе отдыхали на яхте. Эта дружба продлилась несколько десятилетий. Много позже Григорий Васильевич, бывая в Европе, всегда находил время побывать в гостях у великого комика.

В Москву Александров возвращается только в августе 1932 года. С женой, которая к этому времени закрутила роман с актером Борисом Тениным, он сразу же развелся. Их пути с Эйзенштейном тоже в этот момент разошлись, потому что Григорию Васильевичу хотелось творить самостоятельно.

МОСКВА СМЕЕТСЯ

Режиссер вместе со сценаристом Николаем Эрдманом и композитором Исааком Дунаевским пишет либретто к первой советской музыкальной комедии о пастухе, который стал известным музыкантом.

Главная роль специально писалась под Леонида Утесова с расчетом на то, что он позовет работать над музыкальным сопровождением фильма участников своего знаменитого ансамбля. А вот актрису на роль главной героини Александров подобрал не сразу.

Любовь Орлову он нашел на роль Анюты по совету коллег, которые отправили его смотреть постановку «Перикола» в Музыкальный театр.

Фильм «Веселые ребята» вышел на экраны в 1934 году, его показывали в европейских странах под названием «Москва смеется», а на Венецианском фестивале картина Александрова взяли главный приз. Тогда же Чаплин заявил, что этот режиссер открыл для американцев новую Россию.

СТАЛИН ЗАСТУПИЛСЯ

— Сколько жизни и радости у русских! И какой запас прочности при таких тяжелых условиях жизни! – писала европейская пресса после премьеры «Веселых ребят».

А вот в СССР фильм сильно ругали за все подряд. Насмешки и едкая критика прекратились после личного вмешательства Иосифа Сталина, который фильм оценил очень высоко. Вождь признался, что во время просмотра фильма как будто в отпуске побывал.

Конечно, после этого Григория Александрова наградили орденом Красной Звезды, после чего он взял в жены Любовь Орлову.

В 1936 году режиссер снял «Цирк» — произведение одновременно комедийное и драматическое, и, конечно, очень новаторское по своему духу. В главной роли вновь блистала Орлова.

За первый месяц проката «Цирк» посмотрели в обеих столицах больше пяти миллионов человек, что для тех времен было огромным успехом. В Париже на международной выставке фильм получил высшую награду.

Еще через два года Александров снимает свой знаменитый фильм «Волга-Волга», где мягкая лирика гармонично сочетается с сатирой, направленной на бюрократию. Фильм снова украсила музыка Дунаевского.

КАДР С СОБАКОЙ, ПОРАЗИВШИЙ ЗРИТЕЛЕЙ

Когда началась Великая Отечественная война, Александров и Орлова отдыхали в Риге, они сразу приехали в Москву. Во время одного из налетов врага режиссер получил контузию и повредил позвоночник. Но Григорий Васильевич быстро восстановился, и через пару недель уже работал над съемками «Боевого киносборника».

В том же 1941 году пару вместе с другими сотрудниками «Мосфильма» эвакуировали в Алма-Ату, а потом Александрова переправили в Баку руководить местной киностудией.

В 1944 году режиссер выпускает вместе с оператором Николаем Большаковым фильм «Каспийцы», отдельные эпизоды которого очень высоко оценили критики. Например, сцену, где в образ паники бакинцев перед бомбардировкой фашистов под тревожную музыку Григорий Васильевич вдруг вклинивает кадры с собакой, которая вбегает на судно по трапу.

Кроме нее в кадре никого нет, и зрителя пробирает ощущение леденящего ужаса, незащищенности перед бедой и одиночества. Очень сильный момент.

Осенью 1943 году Григория Александрова вызывают в Москву и ставят руководить «Мосфильмом». Этот период был недолгим, после чего в 1947 году режиссер ставит фильм «Весна» с музыкой Исаака Дунаевского. Здесь Орлова исполняет сразу две роли – позитивную актрису Веру Шатрову и суровую женщину-ученого Ирину Никитину.

Через несколько дней после премьеры в Праге Александров, Орлова и исполнитель главной мужской роли Черкасов попали в ДТП – в их легковой автомобиль врезался грузовик. Григорий Васильевич отделался ушибами, а вот актеры попали в больницу.

Фильм «Весна» высоко оценили на Венецианском кинофестивале, а также на фестивалях в Локарно и Лазнях. В 1948 году Григорию Александрову присваивают звание народного артиста СССР.

УДАЧИ И НЕУДАЧИ

В 50-е годы режиссер вступает в КПСС, на протяжении семи лет преподает во ВГИКе, где становится профессором, пишет статьи, рецензирует сценарии и заседает в жюри кинофестивалей.

В 1958 году Григорий Васильевич снимает фильм «Человек человеку …», а в 1960 году – «Русский сувенир». Обе киноленты критики признали неудачными, а зрители смотрели неохотно.

В 1963 году режиссер ставит на сцене Театра Моссовета пьесу Килти «Милый лжец» на основе переписки драматурга Бернарда Шоу и актрисы Патрик Кэмпбелл. И тут главная женская роль вновь была отдана Орловой. Эта постановка вызвала фурор у публики – в залах было не протолкнуться.

Комедий Александров более не снимал. В 60-е годы он создал телевизионные фильмы «Ленин в Швейцарии» и «Накануне», а также знаменитый телефильм «Десять дней, которые потрясли мир», над которым он работал вместе со своего британским коллегой Дарлоу.

Обратим внимание на то, как в это время жили Александров и Орлова – им очень нравилось обитать в тихом доме во Внуково, общих детей у них не было, друг к другу они обращались на «вы». В гости к ним порой заезжали старые друзья – Фаина Раневская и Ростислав Плятт.

Свой последний художественный фильм Григорий Васильевич снял в 1974 году. В киноленте «Скворец и лира» Любовь Орлова вновь играет главную роль — это разведчица Людмила Грекова. Эта картина легла на полку.

В 1975 году от онкологии умерла Любовь Орлова, в 1978 года после инфаркта не стало сына Александрова от первого брака – Дугласа. Его вдова ухаживала за пожилым режиссером, привела в порядок его архив, помогала по дому. Именно ее он сделал своей наследницей.

Григорий Александров умер 16 декабря 1983 года из-за инфекции в почках. В том же году вышел его последний документальный фильм «Любовь Орлова».

Оцените статью
Как парень из Екатеринбурга Григорий Александров дружил с Чаплиным, радовал Сталина и женился на кинозвезде
В покои императрицы больше нельзя