«В нищей квартирке с голыми стенами. Без ролей, спектаклей, поклонников. Исполосованный шрамами не от ударов шпаги — от операций. Прикованный одиночеством к телефону: вдруг кто-нибудь позвонит? Не выходя из дома, боясь пропустить этот звонок…» – эти слова принадлежат ему самому, и произнес он их за 9 лет до своей смерти.
Вот ведь артист, как есть артист!… Даже потеряв все, страдая от болей и лишившись последних друзей, он умел нажать на нужные кнопки в душе читателя/зрителя/слушателя: читая его воспоминания, такие жалость и сочувствие к нему просыпаются.
Но потом, как холодный душ, приходит осознание того, что он сам долго и упорно шел к той яме, в которой оказался в конце жизни. Что посеешь – то и пожнешь. Но эта история будет со счастливым концом: удача не отвернулась от него в самом конце, и уходил он счастливым человеком.
Игорь с детства был очень красив.
Он рано это осознал и рано начал пользоваться выгодами от наличия красивой внешности.
Рассматривая фотографии Старыгина в юности, сразу в глаза бросается сходство с другим красавцем советского кино – «человеком-амфибией» Кореневым. Игорь и сам это понимал. Девочки краснели в его присутствии еще в школьные времена, это он тоже замечал и понимал.
«Я учился в 10-м классе, когда мгновенно стал сумасшедше популярен фильм «Человек-амфибия». Вот тогда меня очень часто путали с Володей Кореневым. Нередко я слышал вслед: «Смотрите, Ихтиандр пошел!» <…> А позже, когда я подавал документы в ГИТИС, даже в приемной комиссии отметили: «Во, второй Вовка пришел» (с)
А позже его также будут величать «советским Ален Делоном», а образ Арамиса приклеится к нему намертво на долгие годы.
Тот факт, что актер прекрасно осознавал свою привлекательность и пользовался ею, мы не сами придумали. Вот прямая цитата самого Старыгина об этом:
«В старших классах девчонок у меня всегда много было, хоть я никогда не прилагал к этому усилий.
Играл в школьном ансамбле, вечерами попивал с друзьями «портвешок» в скверике, самовыражался через резкое словцо и вполне благополучно совмещал все это с данной Богом внешностью. Поэтому свидания в скверике назначали мне девушки сами, те, что были посмелее» (с)
Уже не очень красивый портрет вырисовывается, правда?… Ведь красота, неважно – мужская или женская – она не достигается упорным трудом, она передается нам с генным набором от мамы и папы. Это то, что априори есть или нет у человека.
У Игоря она была в избытке, и внимание людей, любовь женщин, поступление в ГИТИС с первого раза, лучшие свои роли – как ни крути, все это он получил по большей части благодаря своей внешности.
Еще студентом Игорь снялся в «Доживем до понедельника» и прославился. Но то были еще цветочки… В последующие годы он активно работал – 22 проекта в фильмографии, считая короткометражки. А спустя 5 лет Старыгину предложат тогда видевшуюся как проходную роль Арамиса в «Трех мушкетерах». Это был невероятный, неслыханный успех.
После выхода премьеры на экран автомобиль со Старыгиным поклонники попробуют унести на руках.
Увы, но после топовой роли Арамиса карьера Старыгина застопорилась на долгие годы. Слишком уж к нему приклеился ярлык его героя. В своих поздних интервью он не раз с обидой и горечью будет рассказывать об этом.
Надо было делать ставку на драматический талант, а он поставил все на роль, в которой все решала внешность. Справедливости ради, его мнение разделяли и некоторые режиссеры:
«Все его воспринимали только как героя-любовника, но он способен был и на драматические роли. Игорь был настоящий русский актёр с широкой душой, необузданным темпераментом. Его сравнили и с Аленом Делоном, и с Олегом Далем. Он был красив не только лицом, но и душой», — говорил режиссер Марк Розовский.
В личной жизни Старыгин тоже стал заложником своей красивой внешности. Женщины от него таяли, чем охотно и активно пользовался с ранней юности. Только официально он был женат пять раз.
Особо интересна история его второго брака. Судите сами: 22-летний начинающий актер (мальчишка еще, желторотый юнец) Игорь увел жену у мастистого зрелого мужа, известного знаменитого Бориса Ардова. Мира (Мика) Ардова еще и в положении тогда была.
Супруг умолял ее вернуться обратно, угрожая наложить на себя руки. Но Мика пропала, она без оглядки влюбилась в Игоря. «Страсть у нас с Игорем была неимоверная: я в первый раз поняла смысл нашего существования на земле, осознала, зачем мужчина с женщиной ложатся в кровать» – скажет она спустя десятилетия.
Эта история любви взбудоражила всю столичную кино-тусовку. Но Игорь женился, пошли дети, и все вроде как вошло в повседневное русло. В этом браке на свет появилась единственная дочка Старыгина – Анастасия.
Через 12 лет Мика сама предложила Игорю развестись. Не помогли сохранить брак ни страсть, ни привязанность, ни наличие дочери. Мику утомили вечные интрижки мужа на работе, его полеты якобы «по работе» в Ленинград, его выпивка. Позже Мика вышла замуж за режиссера Льва Вайсмана.
Сам актер после ухода Мики не долго страдал и продолжил свою активную жизнь: третьей супругой артиста стала балерина Ирина Пуртова, а четвертой — продюсер Татьяна Сухачева. Помимо женщин в его жизни прочно поселилась еще одна страсть – спиртное.
Надо сказать, что в киноиндустрии 70-х и 80-х присутствие на попойках с коллегами открывало некий пропуск в «свои». Люди просто не замечали, как спиртное из невинного увлечения становилось зависимостью.
В середине 90-х, когда нездоровый образ жизни полностью подорвал его здоровье – атеросклероз, проблемы с сосудами, начинающийся цирроз, –режиссеры перестали его приглашать, а друзья перестали звонить, его выхаживала сожительница Нина Выдрина.
Но и ей быстро надоели придирки Старыгина. Из красавца и любимца судьбы он превратился в обычного спившегося пожилого мужчину с букетом соматических и психических болячек.
Именно тогда он и сказал те слова, которые вынесены в шапку публикации. Он был сломлен, и сам прекрасно это понимал. Все, финита ля комедия!… Денег не было, а надо было приобретать лекарства. И тут мы возвращаемся к избитой поговорке: «с лица воды не пить».
Красивая внешность без некоторой доли жизненной мудрости, житейского ума, способности прогнозировать завтрашний день – ничто.
Но Старыгин был не просто красивым человеком, он был еще и баловнем судьбы. И за 9 лет до ухода судьба дала ему шанс. Женщину, которая посвятила себя ему даже такому – исхудавшему, с отечным лицом, уже совсем непохожему на себя прежнего. Удивительные у нас, конечно, женщины. Самоотверженности им не занимать.
Екатерина Табашникова – фотожурналистка газеты «Собеседник» – была младше на 20 лет, и она решила помочь некогда известному актеру прийти в себя.
«В нем была эта голубая кровь, это невероятное чувство собственного достоинства — даже посреди ободранной квартирки, в которую его выселила четвертая жена. Когда я впервые перешагнула этот порог, обомлела…
Не должен был такой артист жить в такой нищете! Когда развалился Союз, умерли одновременно театр и кино, Старыгин был на самом пике, в расцвете лет! И вдруг ничего не стало. Он тяжело переживал свою ненужность. Пришла болезнь.
Он падал в обмороки, ноги болели так, что не мог даже подняться на сцену… Но на все выпады судьбы отвечал: »А я все равно всех вас люблю»».
Сначала она просто навела порядок в его жилище, просто поговорила с ним по душам и без поиска какой-либо выгоды для себя. А доброе слово, как известно, и кошке приятно…
И чудное дело: Игорь Владимирович решил отказаться от ежевечернего ритуала приема горячительного, а затем и занялся своей внешностью, пытаясь понравиться молодой гостье. А потом она пришла еще раз, и еще раз…
В Екатерине вечный ребенок Старыгин нашел свою опору. Он оставил вредные привычки в прошлом, стал гораздо лучше себя чувствовать и гораздо лучше выглядеть, наладил некоторые прошлые связи по работе.
Он снова вернулся к работе! А ведь в него уже никто не верил…
«Он начал играть в театре, у него, наконец, появилась роль, о которой он действительно мечтал — учитель Удри в »Безымянной звезде». Он грезил этой работой» (с)
И замечательное фото, одно из последних фото Игоря Владимировича:
Увы, но десятилетия легкомысленного отношения к собственному здоровью не прошли бесследно. Инсульт, затем второй. Врачи ничего хорошего не предрекали. 8 ноября 2009-го супруге позвонили из больницы и сообщили: Игорь умер. Актеру было всего 63 года.