Как превратить чужую жену в свою… Необыкновенная любовь Евгения Шварца

Катя, спаси меня! Были его последние слова. Но Катя не спасла. Прозаик, сценарист, драматург Евгений Львович Шварц умер от инфаркта в 1958 году.

В тот год по стране прокатилась антирелигиозная кампания, но Екатерина Ивановна, несмотря ни на какие табу, поставила любимому супругу на могиле белый мраморный крест. Ее предупреждали, что могут быть последствия. Но вдова отрезала – Женя был верующим.

Они были больше чем муж и жена. Евгений и Катя вместе мечтали, созидали, верили в добро. 30 лет всепобеждающей любви. Екатерина Ивановна выдержала без своего Жени только 5 лет. Больше жить она не хотела. Приняла смертельную дозу лекарств и рядом с могилой Шварца появилась вторая с таким же красивым белым крестом.

Евгений Шварц подарил нам такие уникальные произведения, как «Обыкновенное чудо», «Сказку о потерянном времени», «Убить дракона», «Тень», «Снежную королеву» и множество других сказочных пьес и сценариев.

Только на создание пьесы «Медведь» (она же «Обыкновенное чудо») у писателя ушло 10 лет. А пьесу-сказку «Дракон» (фильм «Убить дракона») Шварц писал с 1942 по 1944 года, будучи в эвакуации.

Неслыханные по смелости, честности, глубине и остроумию вещи рождались у него во времена самых жестких репрессий.

Шварц всю жизнь писал сказки, но все самые «волшебные» из них предназначались для умов взрослых.

«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь», — писал Шварц в дневнике.

Вся жизнь Евгения Львовича была обыкновенным чудом, а чудо, как известно, невозможно без любви.

По-настоящему он любил двух женщин.

В миниатюрную красавица-армянку Гаянэ Халайджиева (Холодова) Евгений влюбился, когда ему было 23 года. Молодые люди вместе работали — играли на сцене ростовского театра. Гаянэ была своенравна и неприступна, но ухаживания молодого человека принимала.

Чтобы уговорить Гаянэ выйти за него замуж, Евгению пришлось рискнуть жизнью, прыгнув поздним ноябрьским вечером в воды Дона. Только столь безрассудный поступок убедил девушку, что Шварц настроен серьезно и готов для нее на все.

Но купание в ледяной воде — это не все, на что ради девушки пошел Женя. Перед браком он крестился в Армянскую апостольскую церковь. Иначе семья Гаянэ не благословила бы этот брак. И без того мать и братья актрисы считали брак дочери-армянки с евреем чем-то сверхъестественным. Потом еще долго в паспорте писателя значилось — армянин.

В 1921 года труппа театра переехала в Петроград. Но, увы, к моменту прибытия Гумилев, по чьей рекомендации труппа и переезжала, уже был расстрелян. Весной 1922 года труппа распалась. Шварц с женой остались в Петрограде. Семейная пара подрабатывая скетчами в балаганных театрах, за что получала примерно два миллиона рублей на двоих.

В то время этого хватало лишь на несколько бутербродов из черного хлеба с селедкой. Кстати, по мнению Чуковского, у которого Шварц работал секретарем, будущий сценарист не обладал артистическим дарованием.

Наверное, сам Евгений тоже это понимал, поэтому начал писать стихи с 1923 года и пытался быть поближе к участникам различного рода литературных сообществ.

Катя…

С Ганей Шварц прожил 9 лет. Был ли счастлив? Ответ на этот вопрос навсегда останется в его душе и сердце. Но Евгений бросит Гаянэ сразу после рождения их общей дочери Натальи. Просто разведется и уйдет к другой женщине, которая станет смыслом его жизни.

А о первой жене Шварц напишет так:

«Ганя была талантливее всех, но именно о ней можно было сказать, что она – человек трагический. По роковой своей сущности она только и делала, что разрушала свою судьбу. Театральную, личную, любую.»

Как превратить чужую жену в свою, да так, чтобы все были счастливы

С Екатериной Обух будущий известный сказочник познакомился в 1929 году. На тот момент он еще был женат. Более того, его жена ждала ребенка.

Екатерина тоже не была свободна, будучи замужем за композитором Александром Зильбертом.

Евгений Львович влюбился в Катю в одно мгновение. Он узнал, что Екатерина Ивановна пережила тяжелую трагедию — потеряла трехлетнего сына, из-за чего и сама пыталась уйти из жизни. А потом врачи сообщили еще одну ужасную новость — она больше не сможет иметь детей.

Казалось никто и ничто не вернут Екатерину к жизни. Но Шварц очень хотел помочь и делал все, чтобы вызвать улыбку на лице девушки, которая впервые за долгое время, хохотала, слушая писателя.

«Я всю жизнь плыл по течению, меня тащило от худого к хорошему, от несчастья к счастью. Я уже думал, что ничего интересного мне на этом свете не увидать. И вот я встретился с тобой. Это очень хорошо. Что будет дальше не знаю и знать не хочу».

Несколько месяцев влюбленные встречались тайно. Шварц не хотел травмировать супругу перед родами. Иные дни Евгений Львович писал Кате по два трогательных любовных письма в день.

Первой не выдержала Катя. Она все рассказала мужу и ушла от него в феврале 1930 года. Шварц решился на развод лишь в июле. Его дочери не было и трех месяцев.

Когда писатель переехал к Катюше окончательно, он написал:

«Я переехал к Катюше. Да и в самом деле я старый, прежний умирал, чтобы медленно-медленно начать жить. До тех лет я не жил».

Это была безумная, безудержная, невозможная любовь. Они обожали друг друга, и Шварц был счастлив, как никогда в жизни.

В том же 1929 зрители ленинградского ТЮЗа увидели премьеру спектакля по пьесе Шварца-драматурга «Ундервуд».

До встречи с Катей, Евгений Львович боялся ступить в своем творчестве дальше детских стихов. Но Екатерина Ивановна стала его музой и Шварц осмелел, и замахнулся на большие формы.

Когда началась война, Шварц с Катей жили в Ленинграде. По состоянию здоровья драматург не прошел в народное ополчение. Его включили в первый список эвакуации, но оставить родной город не смог. Пока блокадное кольцо окончательно не сомкнулось, он вместе с женой находился в Ленинграде. Супруги решили так, если суждено погибнуть от бомбы, то вместе.

Но когда стало очевидно, что очень скоро они погибнут от голода, было принято решение эвакуироваться. Уезжая он просил друзей помочь вывезти из блокады жену и двоих детей репрессированного поэта Заболоцкого. Его просьбу выполнили. Дом Евгения и Екатерины был разрушен бомбой почти сразу после их отъезда.

Пьесу «Дракон» запретили

В эвакуации Шварц написал одно из лучших своих произведений — пьесу «Дракон». Ее поставили на сцене эвакуированного ленинградского театра комедии три раза. Она шла без правок. А потом «Дракона» запретили на 20 лет. Газета «Литература и искусство» назвала пьесу «вредной сказкой».

Было бы странно, если бы в Советская цензура спокойно относилась к творчеству Шварца.

В 1934 году под запрет попал «Голый король». В 1940-м, после нескольких показов, убрали из репертуара спектакль «Тень».

Его истории современны в любую эпоху, если нет свободы, если царит страх, если отравлен воздух.

«Пишу все, кроме доносов» — коронная фраза Шварца.

Свою пьесу «Медведь» сценарист начнет писать в 1944 году, а закончит через 10 лет. Позже он переименует ее в «Обыкновенное чудо».

«Эту пьесу я очень люблю. Прикасался к ней всегда с осторожностью и только в такие дни, когда чувствовал себя человеком» — писал Шварц.

А еще он признавался, что «Обыкновенное чудо» — это его ода любви к жене. Екатерина Ивановна стала прообразом жены волшебника.

Последние 10 лет жизни Евгений Львович провел с супругой в Комарово. Это было чудесное время, почти как в «Чуде» — домик в цветах, хозяйка Екатерина Ивановна разливает кофе в старинные фарфоровые чашки.

Дочь Наталья подарила Евгению Львовичу внуков. Когда они приезжали, дедушка ходил с ними смотреть на пригородные поезда.

Все закончилось 15 января 1958 года.

Катя, спаси меня! — в последний раз обратился Евгений Львович к своей Катеньке.

Для Екатерины Ивановны в тот день мир рухнул. Она не понимала, что ей в жизни теперь делать, если весь ее смысл больше не с ней.

Она попыталась уйти в работу над полным собранием сочинений Шварца, разбирала его дневники. Но Екатерины Обух хватило только на пять лет без Шварца. Она ушла сама, не ожидая, когда ее жизнь закончится естественный цикл ее жизни.

Из дневников Евгения Шварца:

«А вдруг ты и не умрешь, а превратишься в плющ, да и обовьешься вокруг меня, а я, дурак, обращусь в дуб. Честное слово, с меня это станется. Вот никто и не умрет из нас, и все кончится благополучно».

Сказочные пьесы Евгения Шварца уникальны, хотя многие созданы на чужом литературном материале. Но если в сказках Андерсена мир зла отделен от мира добра жесткой границей, то у Шварца все иначе: реальный и волшебный мир смотрят друг в друга, как в зеркало.

Оцените статью
Как превратить чужую жену в свою… Необыкновенная любовь Евгения Шварца
«Если не влюбишься в Тихонова – уходи вон из профессии» Сказал режиссер Дружининой (тяжелая судьба Анфисы из «Девчат»)