Как прожил жизнь замечательный советский актёр Владимир Седов, которого поклонники и журналисты называли «наш Жерар Филипп»

Самые знаменитые театры обеих столиц мечтали видеть на своих сценах Владимира Седова, но он не поддавался на уговоры, всю жизнь прослужил на провинциальных подмостках.

Всесоюзную славу и любовь миллионов зрителей ему принёс кинематограф, актёр воплотил на экране множество мужественных образов, ему удивительно шла военная форма, впрочем, Седов был абсолютно органичен во всех сыгранных им ролях.

«Психологическая драма и высокая трагедия, лирическая комедия и пьеса плаща и шпаги, откровенная буффонада… Седов везде был органичен. А как он играл любовь! Одними глазами мог сыграть. «Любить на сцене» умеет далеко не каждый. Он в каждом театре был звездой!» — писали об актёре критики.

Родился Владимир в удмуртском городе Сарапуле в семье театральных артистов, часто гастролирующих по стране. Детство его прошло за кулисами среди театральной атрибутики, но кочевая актёрская жизнь мальчика не впечатляла, и пойти по родительским стопам он не хотел, а мечтал стать лётчиком-испытателем.

Когда началась ВОВ семья временно жила в Златоусте, родители устроились в эвакуированный из Орла драмтеатр, пошёл туда на подработку и 13-летний Володя.

Сначала он был помощником рабочих сцены, потом стал создавать шумовые эффекты, выходить на сцену в массовках. Талант юного парня заметил режиссёр театра и решил попробовать его в небольших ролях, ввёл во вспомогательный состав труппы. После окончания войны семья перебралась в город Великие Луки, все вместе вошли в труппу местного драматического театра, выходили на его сцену почти 10 лет.

Владимиру не раз предлагали поступить в Школу-студию МХАТ и другие театральные ВУЗы столицы, но он отказывался, а уже почти в 30 лет стал студентом студии при Саратовском театре драмы, одновременно играя там во многих спектаклях.

*

*

В 1963 году Седов стал дипломированным актёром и вошёл в штат Волгоградского драмтеатра, в том же году он дебютировал в кино, хоть на время воплотив на экране свою детскую мечту – появился в образе лётчика-испытателя в киноповести Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо».

Картину посмотрели более 17 миллионов советских зрителей и Владимир, игравший в паре с уже знаменитым актёром Николаем Рыбниковым, получил широкую известность и любовь зрителей. С тех пор кинорежиссёры стали часто приглашать его на пробы, но Седов, считая себя больше театральным актёром, часто отказывался, не мог подводить коллектив.

Возможно, с этим связаны и его частые переходы из театра в театр – трудно совмещать киносъёмки с репетициями и спектаклями в репертуарном театре, а играть в кино Седову хотелось не меньше, особенно его привлекали серьёзные, мужественные роли.

В последующие годы актёр появился в роли майора Барабанова в фильме «Возмездие», генерала Покровского в «Железном потоке», служащего госбезопасности Кныша в картине «Директор», а в 1975 году за исполнение главной роли генерала Карбышева в военной ленте «Родины солдат» был награждён серебряной медалью им. Довженко.

Годом ранее Владимир получил и престижную театральную премию им. Станиславского за блестящее исполнение роли президента Чили Сальвадора Альенде в известном спектакле «Хроника одного дня».

Эта постановка имела международный успех, премьера состоялась в Москве, а среди зрителей присутствовали сотрудники латиноамериканских посольств, и поражённые мастерством нашего актёра, восклицали: «Это наш президент, наш Альенде!».

В то время лучшие столичные театры предлагали Седову сотрудничество, обещая и жильё, и постоянную занятость, но он вежливо отказывался, не называя истинной причины. Дело в том, что дома его ждала жена, актриса Инга Мысовская, а просить за неё Владимиру не позволяла гордость.

Они познакомились в Саратовской театральной студии, потом вместе служили в одних и тех же театрах на просторах огромной страны, жили и работали в Волгограде, Воронеже, потом вновь вернулись в Саратов, оба были приняты в штат областной филармонии им. Шнитке, где оставались до конца жизни.

В семье родился единственный сын Алексей, ставший писателем. Кстати, талант к сочинительству передался ему от отца, Владимира Седова, который был не только гениальным актёром, но и писал проникновенные стихи, увлекательные статьи и пьесы.

Супруги прожили в любви и согласии всю жизнь, и были практически неразлучны, исключение составляли те дни, недели и месяцы, когда Владимир Алексеевич уезжал на съёмки, а Инга Дмитриевна терпеливо ждала его, воспитывала сына.

Популярность и востребованность в кино пришла к Седову в конце 70-х, ему стали часто доверять главные роли, он еле успевал переходить из фильма в фильм, администрация театра понимала ситуацию и всячески шла навстречу знаменитому актёру.

В 1979 году на съёмках фильма «Взлёт» Владимир получил страшную травму, его жизнь висела на волоске, а о том, что он сможет продолжить профессиональную деятельность, не могло быть и речи. Вот как рассказывали о происшедшем спустя много лет коллеги и очевидцы:

«На съёмках фильма о Циолковском произошла авария – автобус с артистами катился с насыпи. Владимир Алексеевич помогал из него выпрыгивать. Всем помог, никто даже царапины не получил – только сам не успел: придавило упавшим автобусом.

Травма казалась поначалу не совместимой с жизнью, не то что с профессией. Однако, беспощадно тренируя израненное тело (год ел стоя – сидеть не мог; изо дня в день, из месяца в месяц: бег–баня–сугроб), смог вернуться в кино и на сцену.

Авария аукнулась, болезнь приковала его к постели. Но это будет позже, много позже. А мы запомнили его сильным, харизматичным, ослепительно талантливым, с поразительным даром перевоплощения. Красивым, с необыкновенно лучистыми глазами. Он и жил, как его герои-романтики – военные, лётчики, поэты, – честно и чисто».

*

*

Пик популярности Владимира Алексеевича пришёлся на 80-е, особенно поклонникам полюбились следующие проекты – «Коней на переправе не меняют», «На гранатовых островах», «Случай в квадрате «36-80″», «Тайна «Чёрных дроздов»», «Поручить генералу Нестерову», «Однажды в декабре», «Человек из чёрной «Волги»», и другие.

В 90-е предложений стало мало, а в тех, что были, не хотелось и участвовать – о том, чтобы играть в новых сериалах воров в законе или олигархов с криминальным прошлым, Седов не мог даже представить.

Оставалась филармония, где служили супруги, но в конце 90-х давняя болезнь вернулась, буквально приковав актёра к постели. Он больше не мог работать, больше 10 лет провёл в больницах, санаториях, профилакториях, практически не передвигался без посторонней помощи.

Владимир Седов ушёл из жизни после продолжительной тяжёлой болезни 14 мая 2009 года, ему было 80 лет. Похоронили актёра на Елшанском кладбище в Саратове, а в 2012 году на здании областной филармонии им. Шнитке в его честь была торжественно открыта мемориальная доска.

«Кто только с ума не сходил по Седову! Седов!! Это же наш Жерар Филипп! Как он ходил, разговаривал, общался с людьми! Он не способен был на грубость, на мелкие человеческие поступки» — писали о Владимире Алексеевиче журналисты.

Оцените статью
Как прожил жизнь замечательный советский актёр Владимир Седов, которого поклонники и журналисты называли «наш Жерар Филипп»
Трагедии Валентины Малявиной: потеря детей, тюрьма и психбольница