Надежда Капитоновна Федосова официально не была удостоена звания Народной артистки РСФСР, но зрители считали её именно народной, настолько жизненными, простыми и понятными обычным людям были её роли.
Актрису любили и постоянно благодарили за достоверность и убедительность созданных образов, за высокий профессионализм, самобытность, яркую индивидуальность, талант огромной мощи и силу актёрского мастерства.
Она прожила очень длинную, не всегда лёгкую и радостную, но чрезвычайно насыщенную и интересную жизнь, и отошла в мир иной, окружённая любовью и заботой близких людей.
Родилась Надежда в Москве в 1911 году в большой многодетной семье. Её отец служил дворником у князя Голицына, родная тётка много лет была кормилицей у княжичей, так что можно считать Федосовых молочными братьями и сёстрами дворянского рода, а сама актриса впоследствии в шутку говорила о своей семье так:
«Происхождения мы самого что ни на есть благородного».
Большую часть детства Надежда провела на родине отца под Ряжском, особенно когда умерла мама – девочке тогда было 9 лет. Семья жила бедно, все дети рано шли работать, ни о какой учёбе не было и речи, Надя в 15 лет уже была работницей фабрики «Красные текстильщики».
Там она увлеклась художественной самодеятельностью, и настолько это занятие ей пришлось по душе, что когда в 1928 году открылся ЦПКиО им. Горького, устроилась туда массовиком-затейником. Должность вроде бы была, а никаких инструкций к ней пока ещё не придумали, и девушка от души и с удовольствием импровизировала.
«Я была и швец, и жнец, и на дуде игрец — сама и песни пела, и плясала, и дурочку валяла» — рассказывала Федосова.
Голос у неё был звонкий и красивый, танцевала она задорно и заразительно, и настолько хорошо развлекала отдыхающих, что сразу привлекла профессионалов в этом деле – её заметил начальник Театра Красной армии Владимир Месхетели и буквально за руку привёл в школу-студию.
Надежда считалась лучшей студенткой на курсе знаменитого театрального режиссёра тех лет Алексея Попова, и после окончания обучения осталась в труппе театра, где служил блестящий звёздный состав – Фаина Раневская, Владимир Зельдин, Любовь Добржанская.
До войны Театр Красной Армии был одним из лучших в стране, и Федосова смогла стать там ведущей актрисой, сыграла на этой сцене немало замечательных ролей. В 1941 году уехала с мужем в эвакуацию в Ульяновск, но в 1942-м была включена в состав фронтовой бригады и вернулась.
Вместе с коллективом выезжала с концертами на передовые, поднимала боевой дух солдат, после окончания войны получила личную благодарность от наркома обороны.
В 1946 году Надежда перешла в только что созданный Александром Плотниковым театр драмы и комедии на Таганской площади, и долго переживала, что её педагог и учитель Алексей Попов, ставший художественным руководителем Театра Красной Армии, так и не простил ей измену.
На Таганке она прослужила 20 лет, сыграла много главных ролей, была председателем месткома, в 1958 году получила звание Заслуженной артистки РСФСР.
Когда на смену Плотникову пришёл Юрий Любимов, Федосова горячо поддержала молодого режиссёра, уговаривала коллектив отнестись к нему с пониманием. Но, когда одну за другой потеряла все свои роли, и вынуждена была выходить на сцену в массовке, написала заявление на увольнение. Причём, зла на нового худрука не держала, и объясняла свой уход из театра так:
«Я — актриса другого театра, в этот вписаться не могу. Зачем мне, старой тётке, маячить здесь и гундеть, что всё не так? У Любимова своя манера, свой стиль, свои актёры, способные воплотить его идеи. Я много чего могу, чего не умеют они, но это не нужно режиссёру. К чему путаться у него под ногами?»
Наибольшую известность Федосовой принёс кинематограф, хоть сама она так и не смогла соизмерить значимость театральных и экранных ролей, считала свою работу в кино не столь важной.
Тем не менее, она снялась в 38 фильмах и сериалах, покорила зрителей искренней и правдивой игрой, созданием реальных и достоверных образов простых русских баб, немногословных, суровых и жёстких. Надежда Капитоновна настолько гениально вживалась в роль, что её не узнавал на экране любимый внук, говорил:
«Моя бабушка добрая и весёлая, а там какая-то злая старуха».
Она не только играла матерей, она и была матерью для всего театрального коллектива, многочисленных съёмочных групп, с которыми приходилось работать – всех накормит, кого-то поругает, за кого-то заступится, её не раз избирали и депутатом районного совета. С возрастом актриса стала уставать от общественной работы, бывало даже дома жаловалась:
«Нет жизни – на съёмках, в театре, все идут ко мне за помощью: кому зарплату не додали, кого опять в очереди на жильё подвинули, кто-то с режиссёром разругался, а тут ещё и Володька Высоцкий опять сорвался. Приходится разбираться, никому не могу отказать, устала смертно».
Дебютировала в кино Федосова уже в 50 лет, получила значимые роли в картинах «Битва в пути» и «А если это любовь?». Её яркий талант сразу отметили и зрители, и критики, и режиссёры, уже в следующем году доверившие актрисе главную роль матери трёх детей в военной драме «У твоего порога».
Амплуа Надежды Капитоновны было определено сразу, и несмотря на то, что она была недовольна однотипными предложениями и говорила, что ей самой неинтересно играть из фильма в фильм одно и то же, продолжала появляться на экранах в образах матерей.
А зрителям нравились абсолютно все работы Федосовой, запоминались даже крохотные роли в её исполнении, особенно можно выделить ленты тех лет «Женщины», «Журналист», «Впереди день», «День за днём», «Мачеха», «Такая короткая долгая жизнь», «Безотцовщина», «Личное счастье», «Дом у кольцевой дороги».
В 80-е она снималась мало, и дело было не в том, что кинематограф был близок к развалу – в 1979 году Надежда Капитоновна потеряла мужа и очень тяжело переживала это горе.
Замуж актриса выходила дважды, впервые создала семью в 19 лет с кадровым военным Алексеем Кувшиновым. В этом браке родилась дочь Вероника, но семья быстро распалась, и Надежда не любила вспоминать об этом периоде своей жизни.
Она вообще была человеком очень скромным, интервью практически не давала, а на просьбы журналистов рассказать о некоторых моментах биографии отмахивалась:
«Нет у меня никакой биографии, живу как все».
Кое-какие подробности жизни этой гениальной актрисы стали известны относительно недавно – большое, подробное интервью её внука, доктора гидробиологических наук, профессора Андрея Азовского опубликовало издание «Караван историй».
Во втором браке с учёным-ядерщиком Давидом Анапольским, который был старше на 15 лет, актриса прожила в любви и согласии 38 лет, до самого последнего дня любимого человека, принявшего её дочь и воспитавшего как родную.
Они поженились незадолго до начала войны, потом Давида Львовича отправили в Ульяновск срочно поднимать завод авиаприборов, и Надежда уехала вместе с ним, работала на этом заводе сборщицей.
После войны Анапольский работал в закрытом конструкторском бюро, где разрабатывали системы управления первыми ядерными реакторами. Он воспитывал Веронику как родную дочь, с радостью принял внука Андрея, возился с ним, играл, читал книжки.
Совместных детей в этом браке не родилось, оба супруга были людьми очень занятыми – актриса пропадала на съёмках и гастролях, Давид Львович тоже горел на работе, считался очень ценным сотрудником, получал огромные премии по распоряжению Сталина.
Оставшись в 1979 году вдовой, Надежда Капитоновна стала избегать общения с друзьями и коллегами, много времени проводила на даче в Жаворонках, занималась огородом и садом. Можно сказать, что они с мужем сами воспитали внука Андрея, так как дочка с мужем-востоковедом часто находились в командировках, подолгу жили на Востоке.
Последние годы жизни актриса тяжело болела, у неё была болезнь Паркинсона, когда перестала вставать, за ней ухаживали дочь, внук и правнучка.
Не стало великой русской актрисы в декабре 2000-го, ей было 89 лет. Похоронена на Донском кладбище рядом с сёстрами и мужем. Позже там нашла приют и дочь Надежды Федосовой, Вероника Азовская.