В возрасте 75 лет умерла одна из самых известных на постсоветском пространстве прибалтийских актрис Лилита Озолиня. В советские годы она считалась одной из самых красивых актрис — блондинка с большими голубыми глазами сыграла десятки ролей в кино. Но прославилась Озолиня, снявшись в культовом телесериале «Долгая дорога в дюнах».
В ее Марту были влюблены все телезрители Советского Союза, а миллионы женщин начали носить стрижки «под Марту» и дочек называть именем Марта. В то время на родине в Латвии её называли «латышским солнцем», а любили ее во всём СССР.
Лилита Озолиня осталась верна себе до самого ухода — актриса никогда не отказывалась от своего советского прошлого, гордилась тем, что ей посчастливилось работать с российскими актерами и режиссерами.
В конце 90-ых годов, когда началась кампания по признанию советского периода Латвии оккупацией с целью получить от России возможные репарации, националисты обратились к Лилите, так как знали печальную историю ее семьи. Они были уверены в том, что она поддержит их требования компенсаций, но их ожидало сильное разочарование.
Актриса заметила, что семейная история касается только членов ее семьи и никого больше. Лилита сказала, что долго прожила в СССР и ей даже в голову никогда не приходило, что она находится в оккупации. Озолиня рассказала, что в ее семье погиб не только отец, но и два его брата, убитые фашистами. Актриса предложила потребовать компенсацию у фашистов, устраивающих шествия с флагами в Риге.
Лилита Озолиня родилась 19 ноября 1947 года в Риге в семье лётчика-испытателя Арвида Озолиньша. «Мой отец — офицер, в сталинские времена прятался от коммунистов», — делилась позже актриса. Известно, что после войны он попал под каток репрессий, был сослан в Сибирь. За ним поехали и его родные, жена и две дочери. Старшая Вия умерла от холода по дороге в ссылку.
В пути мать тоже сильно простудилась, и у нее поднялась температура, крошечную годовалую дочь мама держала, прижав к своему телу, высокая температура согревала малышку. Отец в 1948 году был расстрелян (посмертно реабилитирован). Семья сумела пережить все тяготы, мать и дочь смогли вернуться в Ригу в 1956 году и начать нормальную жизнь.
Лилита училась в лучшей школе столицы, посещала музыкальную школу, во время каникул она ездила в пионерские лагеря. В старших классах девочка записалась в театральный кружок при доме пионеров, но мечтала она о профессии врача и даже получила диплом медсестры во время учёбы в школе.
Параллельно Лилита училась в Народной студии киноактёра при Рижской киностудии. Именно там она познакомилась с замечательным режиссёром Алоизом Бренчем, который и сыграл определяющую роль в судьбе Лилиты.
Бренч пригласил девятнадцатилетнюю Лилиту на небольшую роль красавицы Велты в своем детективном фильме «Когда дождь и вечер стучат в окно» (1966).
А увидев, как Озолиня работает на съемочной площадке, посоветовал ей посвятить себя карьере актрисы, предвидя, что эту хрупкую красивую девушку ждёт большое будущее. Тогда же Лилиту пригласили в труппу Художественного театра имени Яна Райниса, который сейчас называется театр в театре «Дайлес». В этом театре актриса прослужила более полувека, став его примадонной и легендой.
Параллельно с работой в театре Лилита Озолиня снималась в кино, стоит отметить главные роли актрисы в то время в фильмах «За поворотом — поворот» и «Лучи в стекле».
В 1982 году на экраны вышла 7-серийная лента Алоиза Бренча «Долгая дорога в дюнах». В картине режиссер снял актрису в том амплуа, в котором ее больше всего любили и знали зрители, — нежной и женственной Марты Озолы.
В фильме рассказывается о любви красавицы Марты и рыбака Артура в сложные предвоенные и военные годы Латвии. Ее героиня, несмотря на кажущуюся беззащитность, сумела не сломаться и не предать, пронеся через всю жизнь верность и любовь. Так пронзительно сыграть помогла актрисе история собственной семьи, да ещё слова режиссёра, который разрешил Лилита «играть, как чувствуешь».
Скорбь была постоянной гостьей на ее лице. Она делала ее улыбку загадочной, и Лилита это знала. Благодаря талантливой игре артистов, сыгравших главные роли, картина получилась невероятно лирической. «Это фильм про всех нас. В роли Марты я искала не позитивные стороны героини, а ее слабые черты», — говорила Озолиня.
Фильм стал такой же неотъемлемой частью Прибалтики, как музыка Раймонда Паулса, пляжи Юрмалы и рижский бальзам. За роль Марты актриса в 1983 году получила Государственную премию СССР, и тогда же она удостоилась звания заслуженной артистки Латвийской ССР.
Потом актриса много снималась, вплоть до распада Советского Союза, затем киноролей у неё было немного, но она всегда оставался театр. Каждая сыгранная роль оставляла отпечаток в ее душе. Она признавалась в интервью, что соприкасаясь с любой из своих героинь, отдавала ей частицу себя и приобретала качества, сопровождавшие актрису всю оставшуюся жизнь.
В общей сложности Лилита сыграла в более сорока фильмах и сериалах. Последним проектом с участием актрисы стал «Цой» Алексея Учителя (2020 год). Она была успешна и востребована до последнего дня своей жизни, но при этом говорила: «Я ни о чем не жалею. Но если сегодня можно было бы начать всё заново, ни за что не пошла бы в актрисы».
Личная жизнь
Лилита Озолиня всегда соглашалась на интервью, но еще детства она усвоила от мамы один урок: никогда не рассказывать о происходящем в семье. И всегда придерживалась этого правила, личная жизни актрисы — это тайна за семью печатями.
Раскрыть эту тайну вызвался писатель Александрас Серго Белаускас: «У Лилиты было три мужа, но дочь она родила от внебрачной связи с режиссером ставшего ее визитной карточкой фильма «Долгая дорога в дюнах» Алоизом Бренчем.
Своей кинокарьерой Озолиня обязана этому выдающемуся постановщику, снявшему также «Двойной капкан», «Мираж» и другие киношлягеры». Отношения между Лилитой и режиссером начались в 1966 году.
*
Александрас Серго Белаускас продолжает, что: «На съемках фильма «За поворотом — поворот» в 1967 году Озолиня страстно влюбилась в самого Гунара Цилинского, который был кумиром миллионов советских женщин.
Лилита даже ушла от Бренча ради Цилинского, но супруга Гунара — легендарная актриса Велта Лине — нажаловалась на шашни благоверного самому Арвиду Яновичу Пельше — члену Политбюро ЦК КПСС.В карьере Лилиты наступил спад».
На съемках «Долгой дороги в дюнах» Лилита влюбилась с первого взгляда в несравненного Юозаса Киселюса.
Он потряс актрису своей истинно мужской красотой, характером и человечностью. Фактически в сериале он играл самого себя — настоящего человека с чистым сердцем. От Киселюса актриса взаимности не добилась. Честный и глубоко порядочный человек свято берег свою семью. Рядом с Юозасом всегда был его лучший друг, настоящий мужчина и прекрасный человек Ромуальдас Раманаукас.
Лилите повезло оказаться рядом с двумя такими потрясающими мужчинами. По словам Ромуальдаса Раманаускаса в современной Литве Юозаса Киселюса постарались забыть, так как он «слишком хорошо играл роли красных латышских стрелков».
В одном из интервью актриса делилась: Все мужчины почему то считают обязанными при встрече со мной становиться галантными. А я хочу, чтобы все оставались просто дружественными. Тепло — это очень большая редкость».
«Слава, признание, роли — это хорошо. Но главное для женщины — оставить после себя человека и воспитать его так, чтобы не было стыдно. Это я не раз повторяла и в этом после рождения дочери не разуверилась», — откровенничала звезда. Ее дочь была директором телеканала MTV Latvija.
«В молодости я могла плакать беспрерывно по любому поводу, а сейчас такого не бывает. Я стараюсь не обижать других людей, делать добро, и оно ко мне возвращается», — отмечала артистка. Озолиня в преклонном возрасте была такой же неотразимой, стройной и элегантной, как в молодости. Она поддерживала себя в форме с помощью регулярных занятий на тренажерах.
5 июня актрисы не стало. «Перед глазами проплывает кадр из фильма «Долгая дорога в дюнах» — Марта стоит со своим сыном на берегу Балтийского моря — «Да, я счастлива, потому что опять здесь, и потому что я вернула то, что когда-то отняла у тебя… Об остальном не спрашивай, сынок…» Прощай, Марта…».