Владимир Ивашов получил мировую известность в 19 лет сыграв Алёшу Скворцова в культовом фильме советских времён «Баллада о солдате». Картина вошла в золотой фонд отечественного кинематографа, с триумфом обойдя множество стран, и став лучшей работой режиссёра Григория Чухрая.
Фильм стал абсолютным чемпионом среди премированных советских фильмов – взял 101 престижную международную премию, даже претендовал на «Оскар» в номинации «Лучший оригинальный сценарий», американская пресса в те годы писала:
«Голливудским звёздам, готовившим юных актёров, следовало бы сесть со своими питомцами на первый самолёт в Москву и устроить их во ВГИК, раз там делают таких актёров из девятнадцатилетних юнцов».
После такого шумного успеха Ивашову прочили блестящую карьеру, он и в самом деле сыграл впоследствии много блестящих запоминающихся ролей, но в 90-е стал никому не нужен, оказался в рядах многих уволенных из Театра киноактёра, был вынужден устроиться на стройку разнорабочим, и надорвался, разгружая машины и таская по этажам кирпичи и тяжёлые рулоны рубероида.
Родился и вырос Владимир в московской семье рабочих, с детства был приучен к труду, отец мальчика думал, что, когда тот вырастет, придёт к нему на завод. Но в школе парень увлёкся кукольным театром, посещал все новые спектакли Образцова, дома стал сам мастерить кукол и устраивать представления для родителей и младшей сестрёнки.
Став постарше, Володя буквально заболел цирком, проводил там всё свободное время и даже настоял, что его взяли выступать в массовке. В старших классах стал заниматься в драматическом кружке, решил стать профессиональным актёром и получив аттестат, поступил во ВГИК.
Учиться было легко и радостно, а уже на 2-м курсе его утвердили на главную роль в военную драму «Баллада о солдате», который принёс юному студенту широкую известность, сделав его настоящей звездой и кумиром миллионов зрителей разных национальностей и возрастов.
Ивашов с режиссёром и исполнительницей главной женской роли Жанной Прохоренко побывал на международных кинофестивалях, получил множество престижных наград и премий. С тех пор его кинокарьера пошла вверх, Владимир снимался очень много, дважды даже приходилось брать академический отпуск, чтобы успешно сдать сессии и не быть отчисленным за неуспеваемость.
В студенчестве он снялся в таких фильмах как «Тучи над Борском», «Евдокия», «Семь нянек», получив диплом был принят в труппу Театра киноактёра, продолжил развивать карьеру. Уже через год он сыграл Григория Печорина в экранизации романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени».
Эта картина укрепила его популярность, а их дуэт с актрисой Сильвией Бёровой, сыгравшей Бэлу, называли самым лучшим в отечественном кинематографе. В фильме также приняла участие жена Владимира, Светлана Светличная, на которой он женился еще во время учёбы.
«Мне он сразу понравился, — рассказала в интервью «Вечёрке» Светлана Светличная. — После «Баллады» я думала: ой, ну таких парней не бывает. Потом смотрю: он и в жизни очень интересный во всех отношениях. Однажды мы репетировали отрывки. В одной сцене был поцелуй, и в момент репетиции, я почувствовала, что он меня поцеловал не по роли.
А через месяц-полтора он мне сказал: «Светка, по-моему, я тебя люблю». А я говорю: «А я не «по-моему», а точно тебя люблю». И тут же позвонила домой папе, маме, сообщила, что скоро выйду замуж. Спросили — «За кого?» Смотрите «Балладу о солдате». Они посмотрели и ответили: «Мы согласны».
Они нередко снимались в одних фильмах и играли в спектаклях, но карьера Ивашова развивалась намного успешнее, чем у Светличной, из-за этого в семье рано стали возникать ссоры, профессиональная ревность и обиды. Впрочем, Светлана ревновала мужа не только к успеху – он был красивым, статным, похожим на западного киноактёра, и за ним толпой ходили поклонницы, осаждали у театра и подъезда, где они жили.
А после ролей в «Стряпухе» и «Бриллиантовой руке» у неё и самой появилось множество поклонников, и с некоторыми из них она заводила романы, и Владимир о них узнавал – когда от неё самой, когда от друзей и коллег.
«Да, я не скрываю — я влюбчивый человек. И ничего в этом предосудительного не вижу! Я считаю, что женщина создана для любви. К тому же я актриса. Мне хотелось блистать, быть в окружении поклонников.
И конечно, я была избалована мужским вниманием. И Володя всё знал, я секрета не делала, могла сказать: «Знаешь, чтобы хорошо сыграть Габи в «Семнадцати мгновениях», мне надо влюбиться в Славу Тихонова» — рассказывала Светличная в интервью.
Несмотря на влюбчивость Светланы и её многочисленные романы супруги прожили вместе всю жизнь, до последнего дня Владимира, вырастили и воспитали двух сыновей, Алексея 1961 года рождения, и Олега, который родился в 1972-м. Иногда терпение Ивашова лопалось, и он уходил от жены, неоднократно подавал на развод.
Но она рано или поздно возвращала его, плакала, просила прощения, и уверяла, что этот раз точно последний. И актёр прощал, и старался поверить – любил очень. После одного, особенно долгого расставания, они даже обвенчались, надеялись, что начнут новую жизнь, но в итоге, по словам старшего сына, всё-таки развелись официально.
В 70-х Ивашов всё ещё оставался одним из самых востребованных и снимаемых актёров, но с годами главных и значимых ролей давали всё меньше, хоть занятость в кино по-прежнему оставалась плотной.
Говорили, что режиссёры просто нещадно эксплуатировали его имя и внешность, часто вводили в фильмы, чтобы за счёт его популярности продвигать неизвестных актёров, которым доверяли играть главных героев. В конце 80-х он и сам стал отказываться от многих предложений, не в силах был принимать участие в откровенной кинохалтуре, наводнившей кинематограф.
«Сейчас в фильмах много грязи. После них хочется либо запить, либо повеситься. Несмотря на трагический финал „Баллады о солдате“, после его просмотра в зрителях происходило …очищение. После него хотелось жить. Сегодняшнее кино ради эффекта готово пустить под откос всё, что осталось в человеке доброго, радостного, святого» — признавался в интервью Владимир.
В конце 80-х он снялся всего в двух проектах, фильме-спектакле «Революцией призванный» и драме «Христиане», а так как в театре ролями его вообще не баловали, вынужден был переквалифицироваться в разнорабочие – семью то кормить надо было.
От тяжёлой работы у Ивашова открылась застарелая язва, но он, не обращая внимания на боли в желудке, продолжал работать, разгружать шифер и шлакоблоки. Но даже такого актёра, потухшего и равнодушного, узнавали поклонники в общественном транспорте, когда он ехал по утрам на стройку, и радостно интересовались, в каком фильме он сейчас снимается.
Время от времени возвращалась прошлая жизнь, поступали предложения от кинорежиссёров, и тогда Владимир Сергеевич буквально оживал, вновь появлялась надежда, что всё нормализуется, загорались глаза.
В 1990 году он сыграл капитана Рюмина в военной драме «Это мы, Господи…», в 1991-м – военного кинооператора Брюса в боевике «Под маской Беркута», получил значимые роли в фильмах «Русские братья», «»Тридцатого» — уничтожить!», «Убийство на Ждановской». Роль мистера Джона Филиппа Лоу в детективе «Сыскное бюро «Феликс»» стала его последней работой в кино – больше стоящих предложений не поступало.
Всего за годы карьеры Ивашов снялся более чем в 50 фильмах и сериалах, примерно столько же озвучил, в нескольких картинах исполнял вокал – многие до сих пор помнят его чарующий задушевный голос в песнях «Русское поле» и «Над окошком месяц» в продолжениях приключенческого фильма «Неуловимые мстители», «Для тебя!» — в фильме «Когда наступает сентябрь», «Журавли» — в драме «Дамское танго», и многие другие.
Он многократно был награждён медалями, в том числе двумя серебряными – за блестящее исполнение ролей в лентах «Пламя» и «Право на выстрел». В 1969 году Владимир Ивашов был удостоен почётного звания Заслуженный артист РСФСР, в 1980-м получил Народного.
В последний раз о нём, как о знаменитом артисте, вспомнили в 1993 году – пригласили в качестве ведущего на церемонию торжественного вручения высших кинематографических призов «Ника». Вопреки условиям фестиваля Владимир Сергеевич пришёл в обычном костюме, а не в смокинге и бабочке, но его жена, вспоминая тот день, говорила, что:
«..благодаря своему внутреннему аристократизму Володя даже в пиджаке смотрелся так, как будто он единственный на всей церемонии был в смокинге».
На следующее утро Ивашов вернулся на стройку, потянулись серые будни уже ставшей привычной действительности, как будто и не было вчера важного мероприятия, радостных, нарядно одетых людей, бывших когда-то его коллегами.
В марте 1995 года в середине рабочего дня актёр почувствовал резкое недомогание и потерял сознание, бригадир вызвал «Скорую», которая доставила Владимира Сергеевича в 1-ю Градскую больницу. Там диагностировали желудочно-кишечное кровотечение и срочно прооперировали. На второй день после операции Владимира Ивашова не стало, ему было всего 55 лет.
Похоронен на Писательской аллее Ваганьковского кладбища Москвы. 16 февраля 2005 г. имя Владимира Ивашова было присвоено малой планете № 12978, открытой в Крымской астрофизической обсерватории.
«Всё это выглядит красиво, конечно… Только бы при жизни к актёрам так относились, а не когда их уже нет» — сказал кто-то из бывших коллег Владимира Сергеевича.