Отец советской киносказки Александр Роу подарил юным зрителям множество ярких адаптаций русских сказок — так, в 1970 году на экраны вышла масштабная, яркая картина «Варвара-краса, длинная коса», которая покорила зрителей.
В основу сценария легла не самая очевидная идея адаптировать балладу Василия Жуковского «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного, и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». В новом проекте оказались самые любимые артисты режиссера, который уже не раз снимал их в своих сказках.
Исключением стала Татьяна Клюева.
Артистка уже давно знала режиссера, но впервые сыграла в его фильме — и сразу главную роль. К слову, Клюева уже пыталась пройти кастинг у Роу, еще в школе она хотела попасть в актерский состав картины «Огонь, вода и… медные трубы». Роу отказал ей, но пообещал, что она еще сыграет в его фильме.
Во время съемок режиссер строго и по-отечески отнесся к Клюевой. Роу тщательно следил, чтобы она не гуляла по вечерам после съемок и не ввязывалась в сомнительные приключения. Когда стало ясно, что артистка перестала влезать в сшитые для нее костюмы, он оставил ее без суточных расходов, чтобы та не тратила деньги на сладости и выпечку.
К слову, без суточных расходов остался и Георгий Милляр.
Артист сыграл в сказках режиссера самых разнообразных персонажей — от Кощея до Черта, и потому Роу точно знал, чего ждать от знаменитого актера, и потому опасался, что тот будет злоупотреблять алкоголем и сорвет съемки.
Если найти Варвару не составило труда, выбрать актера на роль рыбацкого сына Андрея оказалось проблемой. Идеального артиста режиссер нашел еще во время съемок «Огонь, вода и… медные трубы» — это был 15-летний Алексей Катышев.
Спустя четыре года он сразу позвал артиста в проект, но тот как раз собирался в армию. Тогда Роу задействовал все свое влияние — и Катышева перевели поближе к Ленинградской киностудии, где шли съемки. К слову, после смерти Роу завершилась и карьера молодого артиста, которого не приглашали в другие проекты.
На съемках фильма также работал Борис Грачевский. Будущему режиссеру приходилось отвечать в картине за «магию» — спецэффекты и необычные визуальные решения.
Так, одной из самых запоминающихся сцен стал эпизод, в котором из-под воды появлялась рука и напоминала царю, что за ним должок. Это снимали с помощью объемного таза с водой, куда Грачевскому пришлось нырять со зловещей перчаткой на руке — получилось необычное камео создателя «Ералаша».