Выражение «Картина Репина «Приплыли»» слышали все, а как она выглядит вы знаете? А то, что написал ее вовсе не Репин? Нет такой картины у Ильи Ефимовича.
Зато есть полотно художника Льва Григорьевича Соловьёва «Монахи. Не туда заехали». Ее то и приписывают Илье Репину и называют «Приплыли».
В основе сюжета забавная сценка, монахи на маленькой лодочке заплыли в запруду, где купаются местные жители. Встреча вышла неожиданная для обеих сторон. Течение принесло лодочку прямо на женскую половину купальни.
Святые отцы чувствуют неловкость, правда вот тот, что по-моложе, кажется смотрит на купальщиц весьма заинтересовано и без стеснения. А лодочник дует в ус, только что не облизывается.
Бабы прячутся под воду, стараются отплыть подальше, кто-то выбегает на берег, чтобы накинуть на себя одежды. Детям смешно от переполоха взрослых. Поодаль расположились мужчины – мужья, отцы, соседи.
В подобных совместных купаниях на Руси не видели ничего срамного или неприличного, отдельно мужчины – отдельно женщины с детьми, никто никому не мешает и не смущает.
А вот случайно приплывшие монахи – совсем другое дело. Они чужаки, и перед ними предстать простоволосой и нагой стыдно, даже пожилая старушка бежит натянуть рубаху. А мать, ожидающая дитя, прячет рукой налитые груди.
Кроме того статус монаха был весьма уважаем, и женщины боятся оскорбить чувства или ввести отказавшихся от всего земного мужчин во грех.
Интересно, куда же направлялись монахи на своем суденышке и как забрели совсем не туда…
Художник Соловьёв часто обращался в своем творчестве к жанровым сценкам, а кроме того много работал как иконописец и был хорошо знаком с жизнью провинциальных и уездных городков.
А вся путаница с картиной, художником и названием произошла, когда в 1930 году полотно с не туда заехавшими монахами Соловьёва разместили на выставке рядом с полотнами Ильи Репина. Кто там станет разбираться, кто куда приплыл и у какого художника. Так и пошло в народ «Картина Репина «Приплыли»».