Фамилию Малевич знают все. Казимир Северинович навеки себя прославил, создав неоднозначное творение — «Черный квадрат». Решила написать небольшой цикл статей об этом интересном человеке и неординарном художнике.
Казимир Малевич появился на свет 11 февраля (23 февраля по новому стилю) 1879 года в Киеве. Его родителями была семья польских католиков: Северин Малевич и Людвига Галиновская.
Казимир родился первым среди двенадцати детей Малевичей, из которых выжило восемь ребятишек: Казимир, Мечислав, Северина, Ванда-Юлия, Антон, Мария, Болеслав и Виктория.
Отец будущего художника трудился управляющим на сахарном заводе, состоял в должности главного сахаровара. Мать занималась деревенским хозяйством и семьей, кроме того, пыталась подрабатывать продажей своего кружева, вышивки и вязания.
Северин Антонович был востребованным специалистом, но денег на пропитание своего большого семейства не хватало. Мужчина не задерживался долго на одном месте, а искал более выгодные места работы. В результате семья постоянно меняла местожительство, пока в 1896 году окончательно не осела в Курске.
Малевичи считали, что их дети должны зарабатывать на жизнь физическим трудом и с самого детства их приучали к работе. Казимир вспоминал:
Для отца было ясно, что я должен варить сахар или избрать себе полегче профессию
Но мальчика не привлекала заводская жизнь, он был больше увлечен крестьянскими буднями, находя там много увлекательных вещей.
Зимой, когда заводские день и ночь работают, крестьяне шьют, вышивают, поют песни, танцуют, хлопцы играют на скрипках…Я с большим волнением смотрел, как делают крестьяне росписи, и помогал им вымазывать глиной полы хаты и делать узоры на печке. Крестьянки здорово изображали петухов, коников и цветы. Краски все были изготовлены на месте из разных глин и синьки.
В нем потихоньку просыпался дух творчества, он еще не осознавал свое предназначение, но постепенно нащупывал верный путь.
В своих мечтах и потребностях Казимир открывался матери и она, обожающая сына, готова была помогать ему во всем. И в будущем она неоднократно протянет ему руку помощи.
У Казимира за плечами было лишь два класса пятилетнего аграрного училища. Больше он ничего не закончил. Он рос самоучкой, черпая информацию об искусстве из уроков жизни.
Как-то мальчик вместе с другом увидели, как работают приехавшие из Петербурга художники, и это зрелище окончательно определило цель Казимира — быть художником. Пусть и вопреки воле отца.
Северин Антонович, увидев, что сын написал прошение о поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, не отправил письмо, а сказал Казимиру, что мест там нет, добавив, что «Художники все сидят в тюрьме».
Людвига не поощряла суровость мужа и, когда приходила в художественный магазин, покупала сыну все необходимое для рисования.
С годами у Казимира Малевича началась двойная жизнь. Он поступил на службу в Управление железной дороги чертежником, а все свободное время посвящал живописи. Молодой художник нашел себе единомышленников и у них получился кружок любителей рисования.
Постепенно кружок расширялся и начинающие живописцы начали устраивать первые художественные выставки в Курске. В этих выставках принимали участие не только любители, но и профессионалы. Получилось так, что Малевич смог стать центром притяжения деятелей искусства в Курске. Все завертелось вокруг него.
В 1900 году Казимир влюбился в пятнадцатилетнюю красавицу Казимиру. Она была невысокой, стройной, с ладной фигуркой и хорошеньким личиком. Девочка была бойкой, темпераментной, очень любила петь. Ее отец был врачом, а вся семья являлась набожными католиками.
Известие о том, что Казимир хочет жениться на пятнадцатилетней Казимире, не обрадовало его родителей. Они выступали против брака, но в итоге смирились. Против пылкой любви молодых людей было сложно выступать, договорились лишь, что свадьбу надо сыграть, когда Казимире исполнится шестнадцать лет.
Вскоре после свадьбы Казимира родила сына Толю, а в 1902 году скончался главный кормилец Малевичей — Северин Малевич. В придачу в стране начался экономический кризис, а вскоре грянула война с Японией. Брата Казимира — Мечислава призвали на службу и денег в семье стало катастрофически не хватать.
И тут Казимир делает странный поступок. Он неожиданно почувствовал вкус свободы и понял, что надо двигаться дальше по своему творческому пути. Пока его мать Людвига приносила из Красного креста работу на дом для всех (помогали работать и младшие дети), Казимир оставил работу в Управлении железной дороги, оставил молодую жену с маленьким ребенком, оставил мать и сестер и рванул учиться в Москву.
Он скопил немного денег и хотел их потратить на свое образование.
Родственникам Казимир обещал вернуться летом, мол, вернется, поработает, а потом снова уедет на учебу.
Москва не ждала художника с распростертыми объятиями. Там ему жилось очень бедно. Накопленные деньги быстро исчезли. Он вспоминал:
Вся моя база через два-три месяца треснула, и я попал как кур во щи, совершенно неприспособленный к жизни большого города. Но я не унывал и работал, изучал искусство, ходил в студию.
С 1906 года Малевич перестал ездить в Курск. Расстояние и разлука не способствовали укреплению отношений с женой, которая была категорически против отъезда мужа. У супругов, кстати, в 1905 году родилась дочь Галя.
В Москве Казимир Малевич неоднократно подавал документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но каждый раз был отвергнут.
Мать Казимира сильно огорчалась, что сын не живет с женой и детьми. Людвига была весьма целеустремленной женщиной. Она смогла заработать денег, чтобы перевезти в Москву невестку, внуков, дочерей. И сама переехала вместе с ними. Женщина нашла себе место заведующей столовой, а чуть позже сама ее арендовала.
Людвига Александровна сняла семье квартиру, обставила мебелью. Она делала все для комфорта своих близких и думала, что сын скоро к ним переедет. Но Казимир не спешил, ему было удобно жить в коммуне с художниками.
Когда столовую матери ограбили и их материальное положение снова резко пошатнулось, Казимир вновь не стал на себя брать роль кормильца. Наоборот, он нуждался в помощи матери и она по мере сил ему помогала.
Когда Казимир все-таки приехал в материнскую квартиру и стал жить с женой и детьми, то оказалось, что они превратились в чужих людей. Между ними постоянно вспыхивали ссоры.
В 1909 году Казимира вместе с детьми покинула Москву, решив, что больше жить с мужем не будет. Она перебралась в село Мещерское (Московская область) и там устроилась работать фельдшерицей в психиатрическую больницу.
Когда на Украине произошла вспышка черной оспы и срочно нужны были медсестры, Казимира оставила детишек заведующему хозяйством больницы Михаилу Фердинандовичу Рафаловичу и уехала.
Казимир Малевич не особо печалился по покинувшей его супруге. Он поехал к детям в Мещерское и там познакомился с очаровательной дочерью Михаила Фердинандовича. Ее звали Софья Михайловна Рафалович.