«Ликвидация наступает полная» — горестно написал Казимир Малевич в 1925 году. Год для него начался печально. Умерла от скоротечного туберкулеза супруга Соня, тяжело заболела мать художника, денег катастрофически не хватало. Едва находили средства на еду, а одежду и обувь приходилось донашивать.
В стране все неуловимо менялось, художники пытались найти покупателей на свои творения. Несмотря на семейное горе, Малевич не опускает руки и активно работает.
Художник стал основателем супрематизма -разновидность абстракционизма. В 1925 году он работал над объёмными архитектурными супрематическими моделями — архитектонами.
Тот же суровый 1925 год преподнес Казимиру Севериновичу знакомство с его будущей третьей женой.
Когда художник жил в Немчиновке, по соседству с ним поселилась творческая компания молодых людей, работавших над сценариями к фильмам. Одного из соседей звали Кирилл Шутко, он тогда возглавлял Госкино и собирался снять фильм на двадцатилетие революции 1905 года. Малевича позвали, чтобы он осуществил подготовку к празднованию.
В компании молодых людей была 23 летняя Наталья Манченко. Между девушкой и 46 летним художником вспыхнули чувства. Их отношения развивались стремительно и к концу 1925 года пара проживала вместе. Свадьбу сыграли в 1927 году.
Мать Малевича и его родственники настороженно отнеслись к браку художника, не понимая, что он мог найти в Наталье. Новая супруга художника была замкнутая, холодная и не касалась мира изобразительного искусства. Хотя, если смотреть объективно, то все жены Малевича были далеки от живописи.
Наталья появилась на свет в Воронежской губернии, ее родителями были обычные крестьяне. Отец смог выбиться в предприниматели, благодаря торговле маслом. Он смог дать дочери неплохое образование. Наталья отучилась в гимназии, хорошо знала французский язык и латынь.
Родственники и друзья Казимира Севериновича считали, что он не испытывал к Наталье особенной любви. Рождественский ее назвал «случайным человеком», но он ошибался. Малевич никогда не демонстрировал свои чувства публично, но наедине с супругой раскрывался, как ласковый муж. Об этом свидетельствуют его письма к ней:
Я всё думаю о судьбе своей, что она привела тебя для меня и меня тебе отдала как под охрану душу мою, как покою, который нужен мне, как бы сердце моё охранить хотела для дальнейшей моей работы, для дальнейшего восхождения. Так продолжится линия жизни моей с тобою к достижениям высот искусства. Теперь я цел и собран с тобой в единую силу, и ты протерпишь всё до конца со мною.
Наталья действительно выдержала разные испытания с мужем и была с ним до конца. Им выпало всего лишь восемь с половиной лет супружества.
В конце 1920-х — начале 1930-х Казимир Северинович выработал стратегию общения с чиновниками, смог их убедить, что он свой человек. Его даже отправляли в заграничную командировку, где была организована его персональная выставка. Но в итоге власть решила, что искусство Малевича не вписывается в представления о советском. И началось…
20 сентября 1930 года Казимира Малевича арестовали и держали под арестом до 6 декабря. Его пытались обвинить по статье 58, пункт 6 — шпионаж. О том, что с ним было в тюрьме художник умолчал, но дочь Уна вспоминала, что пребывание в заключении пагубно отразилось на его состоянии здоровья.
В 1932 году Казимир Малевич забрал к себе дочь Уну и в его квартире стало проживать четыре человека: он, жена Наталья, мать Людвига Александровна и Уна. Известно, что бабушка с которой до этого семь лет жила дочь Малевича, так привязалась к девочке, что не хотела ее отпускать. она спрашивала Уну, кого та любит больше, ее или отца. На что девочка отмалчивалась.
Несмотря на тяжелое время и страх нового ареста, жилось семье хорошо, не считая натянутых отношений между невесткой и свекровью. К ним часто приходили гости, друзья Малевича. Порой за столом собиралась человек по двенадцать. Друг Малевича вспоминал про художника:
Это был обаятельный человек, держался очень просто, ученики за спиной его звали „Казик“». Со всеми говорил ровно, на равных, с уважением. Держался спокойно, не суетился, не кричал на людей, не выговаривал за провинности; правил мирно.
Осенью 1933 года Казимир Малевич бедствовал, тщетно пытался найти денег на еду. В том же году у него начались сильные проблемы со здоровьем. У него был обнаружен рак предстательной железы. Теперь его жизнь проходила, то в больнице, то дома.
Наталья до последнего боролась за мужа. Она навещала его в больнице, с трудом доставала ему любимые лакомства. Баловала его, то клубникой с молоком, то варениками с вишней. А Малевич мечтал:
Не хватает только терраски, да поля, да лесу, да далей далёких, не хватает ржаных полей, да голубых в них васильков, да полевых дорожек, усеянных ромашкой, солнца вечернего, да пляжа Барвихского, грибков жареных
Последние месяцы своей жизни художник из-за боли не мог встать с постели. К нему приехала дочь Галина от первого брака. Уна не знала о ее существовании и впервые увидела старшую сестру. К ее удивлению, отец все годы виделся с Галей, но почему-то молчал о существовании дочери.
15 мая 1935 года измученный болями Казимир Северинович Малевич скончался. Его кремировали в донском крематории, а урну захоронили под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. На дерево повесили доску «Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича (1878–1935)».