В школе над будущей кинозвездой смеялись из-за высокого роста и фигуры.
Клара Лучко оставила ярчайший след в отечественном кинематографе. Ее красотой восхищался Пабло Пикассо, хотя в школе ровесники смеялись над внешностью Клары. Расскажем, как выглядела «Женщина тысячелетия» в самом начале актерской карьеры.
В школе Клару дразнили «жирафой»
Клара появилась на свет в Полтаве 1 июля 1925 года в бедной крестьянской семье. Ее родители не имели никакого отношения к профессиональному искусству — папа был председателем совхоза, а мама руководила небольшим колхозом.
Вряд ли родственники и соседи семьи могли предположить, что девочка вырастет настоящей красавицей и станет кинозвездой. Из-за высокого роста и нескладной фигуры в школе другие девочки дразнили «жирафой». Но мальчишки считали Клару очень привлекательной.
«И хотя кто-то называл ее «Жираф» из-за роста и худобы, многие мальчишки в нашей школе бегали за ней табунами», — вспоминала двоюродная сестра актрисы Галина Манько.
Но Клара не обращала внимания на завистниц. Она мечтала быть похожей на Любовь Орлову и считала ее идеалом красоты. Разве могла Клара в те годы подумать, что потом ее будут считать чуть ли не родственницей Орловой — из-за внешнего сходства.
«Когда мамы не было дома, Клара носила ее туфли на каблуках. А еще брала горячие гвозди и накручивала на них волосы», — рассказывала Галина.
Мать не хотела отпускать дочь в актрисы
После школы Клара случайно увидела объявление в газете: ВГИК набирает студентов. Она узнала, что необходимо для поступления и собралась ехать в Москву. Мама не хотела отпускать ее, поскольку желала для дочери другую профессию. Работа в медицине или юриспруденции казалась ей более надежной и престижной. Но Клара проявила упрямство, а мама в итоге согласилась с решением дочери.
В 1943 году они переехали в Алма-Ату, куда эвакуировали и ВГИК. Лучко поняла, что это судьба и пора действовать. Она сдала вступительные экзамены и попала на курс к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой.
Первую кинороль Клара получила, когда училась на четвертом курсе. Она сыграла геолога Бэлу Мухтарову в фильме «Три встречи». Следом за этой работой студентке предложили сняться еще в двух картинах — «Мичурин» и «Молодая гвардия» режиссера Сергея Герасимова.
Все три киноленты вышли на большой экран почти одновременно — в 1948 году, когда Кларе исполнилось 23 года. Преподаватели ВГИКа определили типаж Лучко как «тургеневская героиня». По окончании института она поступила в труппу Театра киноактера.
Пырьев сразу разглядел красоту Лучко
Вскоре ее ждал настоящий триумф. Режиссер Иван Пырьев искал актеров для фильма «Кубанские казаки». Он сам пришел в театр, где служила молодая актриса, и предложил ей и коллегам поучаствовать в пробах. Лучко не рассчитывала, что получит крупную роль в картине Пырьева, ведь ее считали «тургеневской героиней».
Перед пробами Кларе нужно было загримироваться и переодеться. Оказалось, что почти все косы, без которых образ настоящей казачки просто немыслим, уже взяли другие актрисы. Осталась всего одна, но Лучко нашла выход: надела поверх косы платок и вышла на площадку.
Вспыльчивый Пырьев моментально заметил, что у актрисы всего одна коса. Он отчитал гримеров.
«Как же можно так гримировать! Что она красивая — это мы и так видим. А образ-то нужно сделать!», — крикнул режиссер.
Лучко получила роль Дарьи Шелест и проснулась знаменитой после премьеры фильма в феврале 1950 года. «Кубанские казаки» имели ошеломительный успех в СССР. 25-летней актрисе поклонники не давали прохода на улице и присылали ей письма мешками. Чаще всего ей делали предложение руки и сердца.
Блестяще сыграла порочную певицу из кабаре
Через пять лет после звездной роли в «Кубанских казаках» Лучко снялась в комедии «Двенадцатая ночь» по пьесе Шекспира. Сначала она хотела отказаться от этой работы, поскольку ей предстояло играть и девушку, и юношу. Актриса переживала, что не осилит эту задачу, но опасения оказались напрасными. К Лучко пришла вторая волна всесоюзной популярности.
Спустя несколько лет режиссер Владимир Корш-Саблин предложил актрисе главную роль в фильме «Красные листья». Но Клара ответила, что играть невесту подпольщика ей скучно. Гораздо интереснее для нее была другая героиня — певица из кабаре. Как и другие режиссеры, Корш-Саблин считал, что Лучко может играть только «тургеневских героинь».
«Вы не сможете сыграть эту порочную даму», — так он пытался переубедить Клару.
Но режиссер очень сильно ошибся: певица в исполнении Лучко затмила всех персонажей фильма. Лента вышла в прокат в 1958 году и по сборам заняла пятое место.
Стала «Женщиной тысячелетия» и не выглядела на свой возраст
Клара Лучко мастерски перевоплощалась в совершенно разных героинь. А вне экрана она всегда выглядела безупречно. Ее красотой и стилем восхищались художники Пабло Пикассо и Фернан Леже, встретившись с ней на фестивале в Каннах.
Лучко одевалась с иголочки, носила идеальный и элегантный макияж, а ее коллекции шляпок могла бы позавидовать даже самая взыскательная модница. Актриса была против пластических операций и даже в солидном возрасте поддерживала красоту естественными способами. Еще в молодости она изобрела свою собственную гимнастику «для ленивых» и каждое утро делала упражнения, не вставая с кровати.
В 2000 году Институт географии в Кембридже присвоил актрисе титул «Женщина тысячелетия».
Лучко ушла из жизни в 79 лет, у нее оторвался тромб. До последнего дня она выглядела невероятно молодо: коллеги были искренне удивлены, что ей скоро должно было исполниться 80 лет.