Эмма Бapдaк – третья и последняя жена французского композитора Клода Дебюсси. О ней известно очень немного, поскольку ее поступки терялись на фоне бурной жизни знаменитого супруга. А между тем Эмма ушла от мужа-банкира к бедствующему музыканту Дебюсси.
Она – благородных кровей, он – деревенщина. Ей было 30 лет, ему – 40. За спиной композитора – репутация обаятельного малого, любимца женщин и вечного бедняка. Он преподавал в богатых семьях и спал с женами тех, кто ему платил.
Десять лет Дебюсси прожил в квартире молоденькой любoвницы, которая все эти годы работала для поддержания его штанов, пока он тайно изменял.
Потом Дебюсси женился на подруге своей верной любовницы – Лили Тексье (это был уже второй брак). Брошенная девушка пыталась покончить собой.
Лили работала моделью, но красота и преданность не удержали Дебюсси. Он ушел, как говорили, «к деньгам» — к Эмме Бapдак.
Лили дважды выстрелила в себя, полгода лежала в больнице, одну пулю так и не извлекли, а по выходу из больницы она получила колоссальные счета за лечение (муж не оплатил ни одного).
Париж разделился на два лагеря: ненавидящих Дебюсси (творческая богема собирала деньги, чтобы помочь Лили) и потакающих композитору (он был приятным в общении человеком). Вот такой «подарок» выбрала Эмма Бардак. В своем ли она была уме? Ответ еще более абсурден, чем выбор, но музы живут по другим законам: Эмма ушла к Дебюсси, потому что любила его музыку.
Их роман начался с того, что у Дебюсси сорвался деловой договор с мужем Эммы. В утешение она прислала ему корзину роз. В ответ Клод вместо «спасибо» написал Эмме любовное признание. Первое свидание случилось уже на следующий день. Дебюсси летал! С появлением Эммы связан самый светлый музыкальный период композитора. Каждый день он приносил своей музе то новый романс, то музыкальный эскиз.
Эмма приглашала любовника к своим друзьям – известным издателям, пианистам, музыкантам и как бы случайно просила сыграть Дебюсси что-нибудь из новых произведений.
Талант композитора немедленно оказывался востребованным. Так Эмма «раскручивала» гений своего возлюбленного.
Однажды она поехала с друзьями отдыхать в Лондон. Дебюсси нагнал компанию и… украл Эмму. Они уединились в каком-то отеле, где, увидев в холле рояль, немедленно перетащили инструмент в номер. Тогда Эмма и Клод решили больше не расставаться и, вернувшись домой, объявили своим половинам о разводе. Боясь, что Клод может передумать, Эмма решилась родить внебрачное дитя.
Ход был по-женски точным: Клод впервые стал отцом, естественно, самым счастливым. Его «роман» с дочерью, которая с годика с удовольствием слушала папину музыку, вдохновил Дебюсси на новые сильные и светлые произведения.
Эмма оградила мужа от всякого негатива, связанного с появлением дитя: комната дочки была расположена в самом дальнем углу дома, и папа никогда не слышал детских слез и капризов. Через год родители расписались, на гонорары (благодаря хлопотам Эммы Дебюсси стал популярен) был куплен дом, у Клода появился свой кабинет для творчества – сбылись все мечты! Он давал концерты по Европе, Эмма подозревала мужа в изменах и ревновала даже к музыке, он писал:
«Это музыка должна ревновать к тебе, без моих возлюбленных – тебя и дочери – ее бы не было».
Богатые дамы часто покровительствовали бедным художникам, но история Эммы и Клода не выглядит пошлой, несмотря на идеальную сюжетную линию, отвечающую требованиям бульварных романов – с суицидом, внебрачными детьми, страстями и деньгами. Их реабилитировала красивая музыка и искренние чувства друг к другу. К слову сказать, Клод умер в 55 лет, и вскоре ушла из жизни его маленькая дочь. О судьбе Эммы биографы умалчивают.