«Красивые люди сами создают свои законы». Демоны Вивьен Ли

Незабываемая актриса, сыгравшая Скарлетт О’Хару в блокбастере всех времен «Унесенные ветром», считалась одной из самых красивых женщин мира. Однако всю жизнь она боролась с многочисленными комплексами.

На ее жизнь сильно повлияло тяжелое психологическое состояние — маниакально-депрессивное расстройство.

Роман-эпопея «Унесенные ветром» стал бестселлером еще до премьеры в июне 1936 года. За полгода книга Маргарет Митчелл разошлась ошеломляющим миллионным тиражом и сразу же вызвала интерес Голливуда. Знаменитый кинопродюсер Дэвид О. Селзник купил права на его экранизацию всего через месяц после выхода романа.

— Все должно быть идеально, — объяснял продюсер своим подчиненным, с которыми начал работу над «Унесенными ветром».

И если выбор Кларка Гейбла на роль Ретта Батлера был очевиден, то найти идеальную Скарлетт О’Хару оказалось чрезвычайно сложно. Ее искали почти два года на десятках кастингов.

Она сама пришла…

Когда в начале декабря 1938 года начались съемки фильма, актриса на главную женскую роль все еще не была определена.

Вскоре на съемочной площадке появился Майрон – брат продюсера Селзника, известный голливудский агент. Его сопровождала молодая дама в элегантной шляпе. «Я привел вам Скарлетт О’Хара», — объявил он.

«Вивьен Ли» – загадочная женщина представилась продюсеру. У Дэвида О. Селзника не осталось никаких сомнений. Это она!

Так началась карьера Вивьен Ли, которая навсегда останется в памяти поколений зрителей капризной дочерью богатого плантатора, способной противостоять любым трудностям.

— Это моя Скарлетт, — призналась Маргарет Митчелл после просмотра фильма.

«Я стану его женой»

Вивьен Мэри Хартли родилась 5 ноября 1913 года в Дарджилинге, прекрасном индийском курорте, расположенном в Гималаях. Она была единственным ребенком английского офицера Эрнеста Хартли и его жены — Гертруды Мэри Фрэнсис.

После окончания Первой мировой войны родители девочки решили вернуться в Великобританию. Вивьен было семь лет, когда она пошла в католическую школу при монастыре. Уже тогда у нее был четко определенный план на будущее – она хотела стать актрисой.

С ранних лет Вивьен славилась постоянством в действиях. Ей было всего 18, когда она встретила адвоката Герберта Ли Холмана — мужчину гораздо старше себя. Тогда она сказала подруге, что скоро выйдет за него замуж и тот факт, что мужчина помолвлен с другой женщиной ее не остановит.

Они действительно поженились в декабре 1932 года, через месяц после 19-летия Вивьен. Год спустя у них родилась дочь Сюзанна.

К актерским планам молодой жены Холман относился негативно. Но Ли не собиралась сдаваться. Благодаря знакомству со знаменитым продюсером и режиссером Александром Кордой она вошла в мир лондонского шоу-бизнеса.

«Красивые люди сами создают свои законы»

В 1934 году Вивьен увидела спектакль с участием восходящей звезды театра и кино – Лоуренса Оливье.

— Он будет моим мужем — заявила подруге Вивьен.

Слова, сказанные молодой замужней женщиной и матерью, выглядели абсурдно. Но Вивьен не бросала слов на ветер. После спектакля она зашла к актеру в гримерку и наговорила ему массу комплиментов.

«Помимо красоты, поистине волшебной, у нее была прекрасная осанка. Ее шея казалась слишком тонкой и хрупкой, чтобы поднять голову, и выглядело так, будто она сама удивлялась, когда ее поддерживали» — напишет позже в своей автобиографии Оливье.

В 1937 году Ли удалось получить роль второго плана в фильме «Пылающий остров». В картине также играл Оливье. Чувство вспыхнули с удвоенной силой. На тот момент у актера родился сын, но его отношения, как и брак Ли, уже не имели значения.

«Пока я не встретил Вивьен, я думал, что счастлив», — признался Лоуренс одному из своих друзей.

Они оба бросили свои семьи. На вопрос, испытывает ли Ли какие-либо угрызения совести, актриса ответила весьма высокомерно:

«Красивые люди сами создают свои законы».

Оливье восторгался красотой и элегантностью супруги, которая очень бережно относилась к своему стилю и почти всегда носила атласные перчатки.

Правда, позже выяснилось, что актриса так прятала руки, потому что считала их большими и некрасивыми. Различные комплексы сопровождали Вивьен на протяжении всей жизни, и со временем стали углубляться.

Конец красивой любви

31 августа 1940 года, сразу после того, как был узаконен развод с предыдущими супругами, Ли вышла замуж за Оливье. Несмотря на свой бесспорный профессиональный и личный успех, актриса становилась все более несчастной. У нее ухудшались отношения с дочерью, которую она, по сути, бросила.

Актрису также тяготил семилетний контракт с Селзником, который хотел сделать Ли звездой Голливуда. Хотя сама Ли больше ценила театр.

В 1940 году они с Оливье вложили средства в постановку «Ромео и Джульетты» на Бродвее, но спектакль оказался провальным. Их совместный фильм «Леди Гамильтон» также имел весьма умеренный успех.

Потеря ребенка

В 1946 году во время работы над картиной «Цезарь и Клеопатра» Ли поскользнулась и упала. В тот момент она уже была беременна. К сожалению, ребенка актриса потеряла. Спустя десять лет новая трагедия — выкидыш на пятом месяце беременности. Вивьен уже боролась с серьезным психическим заболеванием.

«На протяжении всей своей одержимости крайне гнусным демоном, маниакально-депрессивным психозом, с его постоянно сжимающейся смертельной спиралью, ей удавалось сохранять способность скрывать свое истинное психическое состояние ото всех, кроме меня», — написал Оливье годы спустя в своей автобиографии.

Их отношения быстро начали разваливаться, брак превратился в символический союз напоказ. У обоих были романы на стороне. Ли жила в своем собственном мире. Она предлагала любовь друзьям, которых часто не узнавала. Могла разбудить Оливье ночью и ударить его по лицу мокрым полотенцем.

В конечном итоге Вивьен и Ларри расстались. Но даже когда брак закончился, они не разлюбили друг друга.

Печальный конец звезды

Болезнь прогрессировала. Приступы агрессии у Вивьен все чаще случались прямо на съемочной площадке. Из-за этого ее стали считать неудобной звездой. Ли потеряла возможность получать интересные роли. Режиссеры боялись брать на работу непредсказуемую актрису.

Единственный кто не испугался репутации Вивьен бы режиссер Элиа Казан. В 1950 году он начал подготовку к экранизации знаменитой пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание»». За роль Бланш Дюбуа Вивьен боролась с огромной решимостью. Эта роль принесла ей второй Оскар.

Последствия фильма «Трамвай «Желание»»

К сожалению, участие в картине не прошло даром для Ли. Чрезмерное отождествление себя с героиней — сумасшедшей, стареющей женщиной, потерявшей все, что ей дорого в жизни, — сильно ухудшило психическое состояние Вивьен.

Актриса посещала специалистов, проходила различные курсы лечения, а на лбу у нее часто появлялись следы ожогов от электрошоковой терапии. Ли принимала большое количество психотропных препаратов. У звезды были галлюцинации, во время которых она узнавала в случайных людях Оливье и кричала на них.

Актриса выкуривала по четыре пачки сигарет в день, и в конце концов врачи диагностировали у нее туберкулез.

Последние годы своей жизни она провела с актером Джеком Меривейлом. Именно он в ночь с 7 на 8 июля 1967 года, вернувшись из театра, нашел Вивьен Ли мертвой на полу спальни. Вскоре там появился и Лоуренс Оливье.

«Я стоял и молил о прощении за все зло, которое нас разлучило».

Тело 54-летней звезды было кремировано, а пепел развеян над озером Тикеридж-Милл в Восточном Суссексе.

Оцените статью
«Красивые люди сами создают свои законы». Демоны Вивьен Ли
Любовь Кроль: авантюристка, послужившая прототипом Настасьи Филипповны