Лев Перфилов («Шесть на девять» из «Места встречи изменить нельзя») о Высоцком, любимой женщине и о том, почему чаще всего играл мерзавцев

Льву Перфилову (Грише Ушивину из «Места встречи изменить нельзя») 13 февраля могло бы исполниться 90, но навсегда осталось 66. Он принадлежит к плеяде удивительных актёров, которые убедительно играли мерзавцев. Более того, сам просил, чтобы режиссёры давали ему именно такие роли.

Своё счастье Перфилов нашёл в 51 год, когда невесте было всего 25. А ещё он очень любил Владимира Высоцкого, уход которого перевернул его жизнь. 

«Лёвчик-артист» мог стать обычной московской шпаной

Лев Перфилов родился в подмосковной Коломне в 1933-м. До войны мать развелась и вышла замуж второй раз. Семья перебралась в Москву. В 1941-м у Льва Перфилова появился брат. Юрий Лученко стал театральным актёром, народным артистом РФ.

Родной отец погиб на фронте, что повлияло на то, что Лев Перфилов в подростковом возрасте превратился в хулигана и бунтаря, связался с московской шпаной. Он воровал, попрошайничал и, возможно, его судьба была бы совсем другой, если б отчима не перевели на Камчатку.

В целях воспитания мальчика попробовали отдать в Суворовское училище, но буквально через несколько месяцев тот оттуда сбежал. По счастью, у Льва Перфилова обнаружили слух и неплохой голос. Он начал выступать в школьной самодеятельности и вскоре получил кличку «Лёвчик-артист».

Игра на сцене так увлекла юношу, что он решил поступить в Щепкинское училище. И попал на курс легендарной Марии Кнебель, ученицы К. Станиславского. Он отлично усвоил ее главный урок:

Нужно прежде всего оставаться хорошим человеком. Со злым характером вы сделаете только злое, как бы вы ни старались.

По окончании вуза Перфилова стали активно снимать в кино. До 1963-го он был актёром Театра-студии киноактёра, а затем перебрался на студию им. Довженко. До конца своих дней жил в Киеве. В его фильмографии около 160 киноработ, но своим крёстным отцом Лев Перфилов всегда называл В. Наумова, пригласившего его в свою картину «Павел Корчагин» (1956).

Тогда актёр сыграл чистейшего человека, чеха по национальности, Франца Клавичека. Что любопытно, в новую экранизацию книги «Как закалялась стать» через 17 лет Перфилова пригласили уже на роль сына кулака Ярошевского. К тому времени за ним закрепилось амплуа человека, которому отлично удаются роли негодяев.

«Чем больше меня ненавидели в образе кулака, тем больше я помогал картине»

У Льва Перфилова с его ростом 160 см, неброской внешностью и хрипловатым голосом почти не было шансов играть героев. За всю кинокарьеру у актёра наберётся две-три главных роли («Будни уголовного розыска», 1973).

Но при этом для советских зрителей он стал узнаваемым за счет небольших, но ярких ролей, где чаще всего играл мерзавцев. Всё началось с картины «Таврия» (1963) по роману Олеся Гончара. Актёр настолько убедительно сыграл барона Вольдемара, что режиссеры наперебой начали приглашать его на роли отрицательных персонажей:

  • ординарца буржуинов в «Сказке о Мальчише-Кибальчише» (1964);
  • фашиста Вилли Крюгера («»Циклон» начинает действовать», 1966);
  • Мелания в «Бумбараше» (1971);
  • Кашкета в «Старой крепости» (1973).

Этот список можно продолжать и продолжать. Ежегодно Лев Перфилов снимался в нескольких картинах, не повторяясь ни в одном персонаже. Сам он говорил, что ему нравилось искать характер героя в самом маленьком эпизоде. Находя его, он представал перед зрителями в образе реального человека, забыть которого невозможно.

А еще ему нравилось играть воров, бандитов, негодяев, фашистов, потому что чем больше его «ненавидели в образе кулака, тем больше он помогал картине». Зритель выходил из кинотеатра с убеждением, что не хочет быть похожим на подобного человека.

«Лучше пусть я умру на съемочной площадке»

Лев Перфилов был поклонником творчества В. Высоцкого. Оказавшись в Москве, он первым делом пошёл на его спектакль в Театре на Таганке. На студии им. Довженко работала Маргарита Кошелева, которая снималась с Высоцким в «Вертикали».

Она попросила коллегу передать актёру привет. После спектакля Перфилов поднялся в гримерку и нарвался на грубость Высоцкого. Тот, не разобравшись, принял его за навязчивого поклонника.

В 1979-м они встретились на съемочной площадке картины «Место встречи изменить нельзя», где Перфилов блистательно сыграл Гришу Ушивина по кличке «Шесть на девять»:

Я и на задание хожу без оружия. Меня бандиты боятся. У меня удар правой — девяносто пять килограммов.

Владимир Высоцкий извинился перед коллегой, инцидент был исчерпан.

Наблюдая, как бард отдается любой работе весь, без остатка, будь то концерт, спектакль или съемки фильма, Перфилов не мог им не восхищаться. Когда Высоцкого не стало, он банально запил. Это продолжалось недели две, после чего актёр дал себе зарок, что больше не притронется к рюмке.

Он понимал, что Высоцкий попросту сгорел, взяв на себя слишком много. Но решил продолжить его принцип — появляться на экране, полностью отдавая себя роли.

Об этом он рассказал в интервью 1997 года режиссёру Козлову-Петровскому, который снял его в х/ф «Пятый угол». Поэтому последние годы Перфилов много работал, несмотря на проблемы со здоровьем, вел две телевизионные программы. В одной из них («Музыкальные забавы») звучала песня:

Даже если будет сердце из нейлона, мы научим беспокоиться его.

Он торопился жить, сказав в интервью: «Лучше пусть я умру на съёмочной площадке».

«Он заслужил, чтобы посвятить ему жизнь»

Для участия в кастинге последнего фильма Лев Перфилов не смог подняться на 4-й этаж, задыхался. У него были проблемы с лёгкими. В свое время артисту даже ставили диагноз — туберкулез. Перфилов решился на операцию, но в январе 2000-го скончался, в период реабилитации. Ему было 66.

Последние 17 лет он прожил с женщиной по имени Вера, которую по-настоящему любил. До этого у артиста было два брака, и оба он считал неудачными. Первая жена Елена была актрисой. Они вместе учились в Москве. Хоть она и родила мужу дочерей-двойняшек, карьера для нее была на первом месте.

Ради этого она закрутила роман с влиятельным комсомольским функционером из Красноярска, куда уехала по распределению.

С ассистентом режиссера по имени Валентина актёр познакомился в Киеве. Там жила его мама, и туда он отправился после развода, хотя его активно звали на «Ленфильм». Несмотря на рождение троих сыновей, супруги разошлись. Этот союз Перфилов считал своей ошибкой.

В 51 год он встретил Веру. Девушке на тот момент было всего 25, но она была поклонницей его творчества и в одиночку растила сына. Актёр пришел на почту дать телеграмму. Работающая там Вера испытала шок, увидев перед собой известного артиста. А он стал с того времени регулярно захаживать и однажды принес букет цветов: «Даю тебе неделю на размышление».

Вера и Лев поженились через 9 лет совместной жизни, когда стало очевидным: они просто не могут друг без друга жить. Молодая женщина заботилась о супруге, баловала его домашней кухней, а он совершал ради неё романтические поступки. Во время интервью 1997 года Лев Перфилов сказал, что у него четверо сыновей. Я удивилась, пока не поняла, что сына Веры он тоже назвал своим.

В гостях у Игоря Козлова-Петровского Вера за два года до ухода мужа из жизни сказала, что для творческих людей очень важен тыл: «Он (Лев Перфилов) заслужил, чтобы посвятить ему жизнь».

После ухода Перфилова из жизни у вдовы поинтересовались, почему она не устраивает свою судьбу. Вера ответила, что не видит рядом кого-то, равного супругу: «Он был человеком высоких моральных качеств».

Зависть — плохое чувство, но тут я позавидовала. Как же им обоим повезло друг с другом. Актёры — существа ранимые, сложные. Если про учителей мы говорим, что они не предмет преподают, а воздействуют на учеников личностью, то что говорить обо актёрах! Они с каждой ролью оставляют частичку себя. Зрителям, испытавшим эмоции после просмотра картины, быть неблагодарными просто нельзя. Не по-человечески.

Оцените статью
Лев Перфилов («Шесть на девять» из «Места встречи изменить нельзя») о Высоцком, любимой женщине и о том, почему чаще всего играл мерзавцев
Генри Миллер: «Как ты поживаешь маленькая Джун? Надеюсь, ты счастлива…»