В 60-х годах прошлого века эта была одна из самых красивых актрис советского кино. Поэтому удивительно, но в актерском багаже актрисы всего чуть больше 20 ролей.
Последний проект, в котором она снималась, был фильм «Инопланетянка». Это было в 1980 году, и больше актриса на экране не появлялась.
Ее красота и вправду была словно не из этого времени. Последние дни своей жизни актриса провела в полном забвении, но когда о ней, наконец, вспомнили, то это привело к фатальным последствиям. Об этом мы и расскажем в нашей новой статье.
Итак, Лилиана Алешникова
В начале пути
Будущая актриса родилась в столице, в 1935 году, в артистической семье. Ее мама танцевала в балете, в театре им. К. Станиславского, а затем занялась преподавательской деятельностью. Кстати, одной из ее учениц была легендарная Майя Плисецкая.
Лилиана с детства росла очень творческим ребенком: играла на фортепиано и в ней видели зачатки хорошей балерины. Но она сама мечтала стать актрисой, так как была влюблена в театр. Поэтому, повзрослев, отнесла документы во ВГИК.
Но там ее ждало первое в жизни горькое разочарование. На прослушивание Тамара Макарова сказала юной абитуриентке:
«Деточка, ты никогда не будешь сниматься в кино!».
Но Лилиана сдаваться не собиралась и оправилась в «Щуку», куда и поступила с первого раза, без всяких замечаний со стороны педагогов. Ее одногрупниками были Василий Лановой и Татьяна Самойлова, а уже на первом курсе Лилиана Алешникова получила свою первую роль в кино.
Это была историческая драма «Они были первыми», где актриса воплотила на экране роль комсомолки Глаши времен Гражданской войны. Ее партнерами по фильму были Ульянов, Бернес, Юматов и на фоне такого звездного состава актриса не затерялась.
После выхода картины на экран, Лилиана познала первый вкус популярности, а от режиссеров стали поступать новые предложения.
Она снялась еще в нескольких картинах, после чего, в 1956 году ее в свою картину пригласил режиссер Яков Сегель. Это приглашение перевернуло всю жизнь актрисы. Хотя она и сыграла роль второго плана, но режиссер картины обратил внимание на молодую актрису и стал ей оказывать знаки внимания.
Ей был 21 год, ему 33, и вначале эти ухаживания вызывали у нее только смех. Вот как она вспоминала об этом спустя много лет:
«Писал мне письма с объяснениями в любви, иногда объяснялся устно, но я только фыркала от смеха. Мне его ухаживания казались странными… Вообще мы, молодые актеры: я, Валя Зубков, Ролан Быков все время за глаза подшучивали над нашим «пожилым» режиссером».
Когда съемки закончились, они разъехались в разные стороны, но однажды, чисто случайно, встретились на улице. Она рассказывала:
«При встрече Сегель обрадовался, смутился. Я вдруг поняла, что он совсем не старый и не грозный, каким казался на съемках».
Начались ухаживания, и в 1959 году они поженились. Интересно, но у него это был уже четвертый брак, но это не остановило и не насторожило влюбленную Лилиану.
Она окончила училище в 1958 году, и ее пригласили в театр им. Пушкина. Через год она ушла из театра, решив полностью сосредоточиться на кино. Она сыграла несколько заметных ролей. Среди них стоит отметить фильм «Штрафной удар», где ее партнером был Михаил Пуговкин.
И тогда, как после выхода картины его карьера стала набирать обороты, у Лилианы она, наоборот, пошла на спад.
Многие критики после выхода «Штрафного удара», говорили, что у актрисы, несомненно, есть комедийный талант, но именно эти роли и погубили ее как актрису, так как в другом амплуа советские режиссеры ее просто не видели. В чем-то они оказались правы. Больше заметных работ у актрисы практически не было.
Но была и еще одна причина, по которой актриса перестала сниматься у других режиссеров. На время съемок актриса была вынуждена надолго уезжать из дома, а это разлучало ее с семьей. Поэтому вскоре она стала сниматься только у одного режиссера – у своего супруга Якова Сегеля.
В 1960 году у них родился сын, которого назвали Сашей.
В актерской среде их пара была очень романтичной: оба невероятно красивые, временами бесшабашные, по-настоящему влюбленные в жизнь.
Хотя у Лилианы и была ангельская внешность, но по характеру она была очень хулиганистой: обладающая невероятной ловкостью, очень спортивная, она с легкостью водила и машину, и мотоцикл, и даже речной катер. Любила кататься на водных лыжах и управлять байдаркой.
Между тем ее муж построил дачу, где в летнее время жило все семейство. А так как дом был построен на берегу реки, то Яков приступил к постройке катера. Когда к ним приходили гости, то после чаепития Лилиана предлагала удивленным гостям:
«Пойдемте кататься на катере, Яша сам его построил!»
Лилиана хорошо водила машину и однажды это спасло от смерти Якова.
Дело было так. В 1966 году режиссер приступил к съемкам своей новой картины «Серая болезнь», где в одной из ролей была занята Лилиана. Снимали за городом, рядом с трассой. В один из дней случилась страшная трагедия: режиссер и директор картины были сбиты многотонным грузовиком, который внезапно выехал на большой скорости из-за поворота.
Директор скончался на месте, а Сегель, когда к нему бросились на помощь, еще дышал. Тогда Лилиана, недолго думая, села за руль студийной машины и рванула в город. На заднем сиденье лежал ее муж и хрипло дышал.
Она летела на бешеной скорости и вскоре за ней, с мигалками, устремилась машина ГАИ. Актриса затормозила только у больницы. Когда сотрудники ГАИ узнали в чем дело, то они помогли донести мужа до палаты реанимации, а девушке обвинений не предъявили.
Врачи не давали положительных прогнозов, так как на теле мужчины они насчитали 21 перелом, смещение позвонков и трещину в основании черепа. Он несколько дней пролежал в коме, находясь между жизнью и смертью, но врачам все-таки удалось его вернуть с того света.
Период реабилитации растянулся на долгих два года. Яков Сегель заново учился передвигаться, говорить. Но он смог так хорошо восстановиться, что даже потом несколько раз прыгал с парашюта.
Закат карьеры
Хотя актриса и снималась много в картинах своего мужа, но большой популярности это ей не принесло. Тем более что в 70-х годах режиссер стал снимать мало и о нем постепенно стали забывать.
Последняя роль, которую сыграла актриса в фильме мужа, была в картине «Инопланетянка». После этого она заявила, что от карьеры актрисы отказывается. Если ее спрашивали почему, она отвечала:
«Кино стало другим. С новыми актерами, режиссерами и идеями, я, как бы не пыталась, не могу найти общий язык».
В стране наступила перестройка и Лилиана не смогла найти себя в новом изменившемся мире. Она и вправду была будто с чужой планеты. А еще спустя несколько лет, когда в отечественном кино наступил кризис, супруги и вовсе оказались не у дел.
Пришло новое, коммерческое кино, а снимать фильмы «на потребу толпе» Сегель не умел, да и не хотел.
Тем более его здоровье к тому времени заметно ухудшилось. Тут свою роль сыграли и травмы, полученные в аварии, и военные ранения. Последний свой фильм Яков Сегель снял в 1986 году. Он назывался «С неба на землю!».
Александр так рассказывал о своем отце:
«Он был человеком без полутонов – либо белое, либо черное, немного плакатный герой – и выбирал солнечную сторону жизни. Но после двух контузий, полученных на войне и в той страшной аварии, у него чаще случались вспышки гнева.
В такие моменты он, по-моему, даже увеличивался в объеме. Раз, уже семидесятилетним, пришел из магазина с царапиной на лбу. Объяснил маме, что какие-то мужики оскорбляли женщину, он вступился – и получил не только от наглецов, но и от дамы, которая бросилась оборонять обидчиков от своего же защитника».
Якова Сегеля не стало в 1995 году и после его ухода мир для Лилианы перестал существовать: для нее словно померк свет в окошке, и она лишилась привычной опоры. Правда, иногда она приходила в Дом кино на закрытые показы. Тихо садилась в сторонке и старалась везти себя незаметно. Больше всего она боялась, что подумают, что она пришла сюда в поисках работы.
В эти годы настоящей опорой для актрисы стал ее сын, Александр, который продолжил династию и стал кинооператором. Он приобрел для нее небольшой дом, где она жила летом, а на зиму приезжала в городскую квартиру.
Сын вспоминал:
«Не снималась она уже давно. С папой жила материально хорошо и позволяла себе выбирать роли, а участвовать в чем-то, где не ощущала той искренности, как в оттепельном кино, не хотела.
Был такой сериал «Опровержение» о колхозной жизни: играя там, мать едва не впала в депрессию. У мамы был один свет в окошке: Яша. Когда отца не стало, не жаловалась – не любила грузить других своими проблемами, но я чувствовал, как ей плохо».
Роковой репортаж
Актрисе уже исполнилось 70 лет и она жила либо в столице, либо в загородном доме, куда сын привозил внуков.
О стареющей актрисе вспомнили в 2008 году и журналисты передачи «Пусть говорят» решили снять о ней большую передачу о том, как доживает свой век стареющая актриса. Журналисты обратились к ней, но она категорически им отказала.
В памяти зрителей актриса хотела навсегда остаться прекрасным образом с экрана, а не стареющей и дряхлой старухой, которой недавно исполнилось 70 лет. Несмотря на отказ, в покое ее не оставили, стали постоянно звонить, караулить у подъезда. Одним словом, проходу не давали.
Сын в это время был далеко от Москвы. Мать позвонила ему и нажаловалась:
«Саша, не могу выйти из дому даже с собакой погулять — они меня обложили!»
Она вообще перестала выходить из дома, только изредка ходила в магазин. Тогда журналисты не могли ничего придумать другого, как снять ее скрытой камерой, смонтировать сюжет и выложить в эфир.
Из сюжета выходило, что актриса после смерти любимого супруга стала много пить, живет в полнейшей нищете и рядом с ней только ее собака. Не надо было Лилиане Лазаревне смотреть этот сюжет. А она его увидела…
Для нее это был настоящий шок. Она сразу позвонила сыну, который был за много километров от дома. Услышав в трубке рыдающий голос матери, Александр сорвался домой, но не успел… Такого позора Лилиана Алешникова пережить уже не смогла…
В суд на журналистов подавать не стали. Но эта тема много обсуждалась в СМИ и многие сходились во мнении, что те кто участвовал во всем этом, готовы на все ради сиюминутной сенсации, а человеческая судьба для них ничего не значит. Их и журналистами назвать нельзя.
Лилиана Свешникова была похоронена на Донском кладбище, рядом с любимым супругом, с которым прожила долго и счастливо. А в памяти зрителей навсегда остались сыгранные ею роли и светлый, инопланетный образ.