«Любил её прямо на глазах у отца»

Когда все было кончено, он закурил и, глядя в потолок, сказал задумчиво: «Унижение, подчинение во имя любви — вот основа женщины». Она внимала. Его слова словно обволакивали, и Наталья в полной мере осознавала, что находится рядом с подлинным гением. Кроме того, ей казалось, что она наконец-то обрела отца, которого потеряла в восемь лет…

Они познакомились, когда Наташе было тринадцать. По удивительному совпадению, их знакомству способствовал «Солярис».

Подруга дала Наташе Бондарчук два номера журнала «Наука и Техника», в котором состоялась первая в СССР публикация знаменитого романа польского фантаста Станислава Лема.

После того, как Наталья с огромным удовольствием прочла роман, подруга попросила девочку передать журналы 31-летнему режиссеру Андрею Тарковскому, которого мать Натальи прекрасно знала.

Наталья отдала Тарковскому журналы — и забыла об этом незначительном событии.

В 1966 году 16-летняя Наташа, решившая пойти по стопам родителей — режиссера, обладателя «Оскара» Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой — поступила на актерский факультет ВГИКа.

В 1970-ом году, еще будучи студенткой, Бондарчук снялась в фильме «У озера». Роль была небольшая, зато Наталье удалось поработать с самим Сергеем Герасимовым.

Следующей лентой Бондарчук стала военная драма Николая Губенко «Пришел солдат с фронта». На съемках этой ленты Наталья познакомилась с оператором Элизбаром Караваевым.

Это была любовь с первого взгляда. Высокий красавец Элизбар покорил сердце Натальи и сделал ей предложение. Та согласилась. Вскоре сыграли свадьбу — скромную, студенческую.

В личной жизни Наталья была вполне счастлива, но вот творческая реализация ее не устраивала: больших ролей молодой актрисе не давали.

Новость о том, что Андрей Тарковский срочно ищет исполнительницу роли Хари в экранизации романа Станислава Лема «Солярис», Наталья восприняла как знак судьбы.

Молодая актриса вспомнила, как в детстве передавала Андрею Арсеньевичу журналы «Наука и Техника» с текстом романа. Вдруг Тарковский вспомнит, и утвердит именно ее! Ведь Наталья обожала «Солярис», а образ Хари считала идеальным женским образом из описанных в литературе.

Андрей Арсеньевич не вспомнил. Вернее, дочку Бондарчука он узнал, однако, отсмотрев пробы, отказал актрисе — по возрасту не подходит, слишком молодо смотрится в кадре с Донатасом Банионисом.

А вот Банионис был поражен игрой Натальи, и упрашивал Тарковского утвердить именно эту актрису. Донатас был уверен, что оператор фильма Вадим Юсов, сможет искусственно «состарить» 21-летнюю Наталью, снимая ее с особых ракурсов. Юсов сказал Тарковскому, что Банионис прав, возможности техники такое позволяют.

Андрей Арсеньевич пригласил Наталью на вторые пробы, и на этот раз ее утвердил.

Съемки «Соляриса» начались, и уже вскоре Тарковский понял, от какого бриллианта он чуть не отказался: Бондарчук играла феноменально. Наталья, и вовсе, с первых же дней совместной работы, была совершенно покорена Андреем Арсеньевичем — она считала его гением, почти боготворила:

«Прикажи он броситься в огонь — бросилась бы не раздумывая».

В возрасте 8 лет актриса пережила глубочайшую личную драму — ее отец, Сергей Федорович Бондарчук, ушел из семьи. Связь с отцом была почти полностью потеряна. Вырастила Наталью мама, Инна Макарова.

39-летний режиссер, у которого были жена и сын, не считался верным супругом: о многочисленных романах Тарковского на «Мосфильме» ходили легенды.

При этом, отношение режиссера к женщинам было довольно потребительским. Андрей Арсеньевич признавался в дневнике:

Этим словам в полной мере соответствовала жена Тарковского, ассистентка Лариса Кизилова, служившая мужу, как древнегреческая жрица. Соответствовала им и молоденькая Наталья Бондарчук, влюбившаяся в режиссера так, что готова была раствориться в нем без остатка.

Вскоре о скандальном романе женатого Тарковского и замужней Бондарчук на «Мосфильме» не судачил только ленивый. Лариса Кизилова узнала об измене мужа, но, в соответствии со своей позиции жрицы, служанки мужчины, смирилась, даже носила Наталье и мужу пирожки собственного приготовления на съемки.

Узнал о романе дочери с коллегой и отец Натальи, Сергей Федорович Бондарчук. Для классика советского кино это был большой удар. Как вспоминала падчерица Тарковского Ольга Кизилова:

«Тарковский любил её прямо на глазах у отца, но тот не считал себя вправе вмешиваться, потому что ушел из семьи и воспитанием Натальи не занимался».

Влюбившись в Тарковского, Наталья поставила на кон все. Актриса рассказала мужу о своем романе, и тот немедленно подал на развод. Теперь Бондарчук ждала ответного шага от Андрея Арсеньевича. Однако режиссер тянул.

У Тарковского была жена — удобная, близкая, был сын, которого он обожал. И Лариса Кизилова наконец-то проявила характер — женщина заявила, что сына в случае расставания режиссер никогда не увидит.

В 1972 году, уже после премьеры «Соляриса», Тарковский заявил Наталье, что он не сможет уйти из семьи.

Для Натальи это был крах всего. На квартире у общих с Тарковским друзей Бондарчук изрезала себе вены. К счастью, «скорую» вызвали вовремя.

Попытка самоубийства Натальи окончательно оттолкнула Тарковского от нее. Андрей Арсеньевич разорвал все отношения с дочерью Бондарчука и окончально вернулся в семью.

Наталье, потерявшей все — мужа, возлюбленного, работу (из-за скандала на съемках «Соляриса» ее почти перестали приглашать в кино), — оставалось только повторить ее страшную попытку.

К счастью, нашелся человек, который спас Наталью из омута отчаяния. Актер Николай Бурляев, еще ребенком снимавшийся у Тарковского в фильме «Иваново детство», считался «духовным сыном» режиссера.

В Бурляеве Наталья уловила те же мысли, те же настроения, те же реакции, что и у Тарковского. И этого было ей вполне достаточно, чтобы сначала заинтересоваться Николаем, а затем — влюбиться в него.

Бурляев же полюбил Наталью сначала через экран, увидев ее в «Солярисе», а затем — и в реальной жизни.

В 1975 году Наталья Бондарчук вышла за Николая Бурляева замуж, родила ему сына.

Тарковский к новости о свадьбе Бондарчук с Бурляевым отнесся равнодушно — к тому моменту у режиссера появились другие увлечения, другие женщины были готовы растворяться в его внутреннем мире.

Кроме того, семья Бондарчук стала Тарковского сильно раздражать: режиссер был убежден, что Сергей Федорович возненавидел его за роман с Натальей и с тех пор «преследовал» на всех фестивалях, убеждая жюри не давать призов лентам Андрея Арсеньевича.

Много лет спустя Наталья Бондарчук сказала, что ей очень повезло «выскочить» живой и относительно здоровой из той болезненной любви…

Оцените статью
«Любил её прямо на глазах у отца»
Последний грех