«Любовь настоящего дьвола»

«- Нянюшка, — спросила Анжелика, — зачем Жиль де Рец убивал столько детей?

— Ради дьявола, деточка моя…»* — о маршале Франции ходили леденящие душу слухи.

Жиль де Монморанси-Лаваль, известный в истории как Жиль де Ре, родился в 1405 году в одной из самых богатых французских семей в разгар затяжной войны между Англией и Францией.

Он рано остался сиротой и был отдан на воспитание деду, который дал ему прекрасное образование, обучив владеть мечом. Жилю едва исполнилось 12 лет, когда старый сеньор нашел ему невесту. Впрочем, брачные планы пришлось отложить до тех пор, пока Жиль не достиг 16: именно тогда он похитил свою кузину Катрин, что повлекло многочисленные разбирательства.

Церковь нашла подобное родство слишком тесным для брака и обвинила молодых в кровосмесительной связи. Договориться, тем не менее, удалось: аннулирование союза было отменено, а грех — отпущен.

Едва разногласия с Церковью были преодолены, как над богатым приданым Катрин нависла новая угроза: ее овдовевшая мать собралась выйти замуж, что лишило бы юную сеньору де Ре надежды получить обширные земельные угодья и несколько неприступных замков.

По совету деда Жиль похитил неразумную тещу, и — не помогло даже вмешательство парижского парламента! — угрозами заставил ее отказаться от имений, отписанных в его пользу.

К и без того солидному состоянию позже добавится наследство, полученное после смерти деда, но Жиль де Ре и так слыл одним из самых могущественных французских аристократов. Немало прославили его военные подвиги: став на сторону молодого короля Карла VII, он выступил против англичан.

Сопротивление врагам свело его в 1429 году с Жанной д’Арк, девушкой из народа, которая утверждала, что святые благословили ее избавить страну от английской оккупации. Их совместной победой стало снятие осады Орлеана: Жанна вдохновляла войска, а Жиль — командовал, подчас оплачивая успехи армии из собственного кошелька.

Вместе с Жанной барон де Ре предпринял освободительных поход, отвоёвывая занятые англичанами города, за что был удостоен звания маршала Франции. Он не был рядом с Орлеанской девой, отправившейся сражаться за Компьень, когда ее захватили в плен. Легенды гласят, что барон пытался спасти ее от суда и казни, собрав войска для похода на Руан, но не успел: в конце мая 1431 года Жанну д’Арк сожгли на костре.

Дальше поведение Жиля де Ре стало стремительно меняться: французский двор начал полниться слухами о его распутстве и презрении к церковной морали. В 1433 году он покинул общество, чтобы запереться в своем замке, куда стекались разного рода алхимики и колдуны.

Согласно преданиям, Жиль де Ре, проливая кровь невинных, надеялся вернуть Жанну, а, может быть, воссоединиться с ней за чертой. Есть в этих историях — о любви святой и настоящего дьявола — что-то притягательное.

Храбрый воин, переживший смерть возлюбленной, тонет в отчаянном безумии, отдав душу во власть демонов…Впрочем, вряд ли в этом есть доля правды. Зато известно, что у барона все чаще возникали противоречия с Церковью, положившей глаз на его владения.

В 1440 году Жиль де Ре и епископ Жан де Малеструа решились на открытый конфликт: в результате скандала барон ворвался в церковь вооруженным, оскорбляя священника, а в ответ, несколько месяцев спустя, епископ обвинил его в страшных преступлениях — убийстве детей, призыве демонов, ереси…

Стоит ли говорить, что у сира де Ре не было шансов на помилование? На суде его чудовищные дела расписывались яркими мазками: там и темные ритуалы, и извращения…Но в чем не признаешься под пытками?

Так или иначе ,Жиль де Ре, подобно Жанне, закончил свою жизнь на костре. Холодным октябрьским утром 1440 года он принес публичное покаяние, моля о прощении небесного судью и родителей замученных им детей.

По одной из версий, это дважды спасло его от мучений: во-первых, раскаявшегося еретика нельзя было сжечь живым, а потому его задушили, прежде чем предать огню, во-вторых, барон спас свою бессмертную душу. Перед казнью с него сняли отлучение от церкви, а, значит, он мог надеяться на высшее милосердие.

Оцените статью
«Любовь настоящего дьвола»
«Ею можно людей пугать, но она богата — женись на ней», — требовал отец