Бытует мнение, что артистки купаются в овациях, цветах, деньгах и любви. И только едкие комментаторы в рунете могут омрачить их счастье, да и то – из зависти. Это заблуждение и ошибка! Путь многих артисток, особенно во времена Союза, – это путь боли, обид, насилия и разлук. Мне кажется, в советские годы вообще проще и лучше жилось обычным женщинам, чем знаменитым.
А во времена 50-х и 60-х вообще творилось полное беззаконие – тот же Берия, к которому после спектаклей попросту насильно заталкивали понравившихся ему актрис, и если они не делали то, что надо, то оказывались в заточении…
Окуневская, Русланова, Зоя Федорова – многие из них оказывались в лагерях из-за того, что посмели отказать самому Лаврентию Павловичу. Это было жестоко и страшно. Впрочем, мы отвлеклись!…
Сегодня героиня нашей статьи – актриса Любовь Полищук, которая была красива и талантлива, но на ее жизненном пути было много горечи, разлук и ненастья.
Любовь родилась 21 мая 1949 в Омске, в рабочей семье. Ее отец был строителем, мать — швеей. Маленькая Люба мечтала стать балериной. Ее сверстники бредили кино, собирали открытки с артистами, а она собирала точно такие же открытки, но — с балеринами.
Когда родители уходили на работу, Люба раскладывала эти открытки, становилась перед зеркалом и принимала балетные позы. Но ее мечте так и не суждено было сбыться из-за высокого роста. Когда она подросла и собиралась поступать в балетную школу, кто-то из преподавателей заметил: «Девочка, с твоими суставами ты будешь выше всех мужчин в балете.
Тебе никогда не быть балериной». И Люба смирилась с этим приговором. Но мечта о сцене и аплодисментах зрителей никуда не ушла.
В 16 лет Люба поехала в Москву поступать на актерское направление. Девушке пришлось три дня ночевать на столичном вокзале (мда, в те времена еще было возможно поспать на вокзале – сейчас такое провернуть бы вряд ли удалось) и питаться в дешевых столовых. Вскоре абитуриентку зачислили на курс и дали комнату в общежитии.
В 21 год Полищук впервые вышла замуж и родила сына Алексея. Этот брак можно назвать студенческим – молодые люди были неопытны и не в полной мере понимали, какие обязанности накладывает супружество, насколько сложно растить ребенка. Любовь мечтала продолжать карьеру артистки, а кто бы вел семейный быт? Брак распался, а сына пришлось отправить к родителям (бабушке и дедушке) в Омск.
Это разрывало сердце молодой актрисы. Она очень любила сына и вынуждена была метаться между ним и карьерой. Иногда могла не спать по несколько суток из-за большой занятости. А денег все равно категорически не хватало, приходилось ютиться по углам.
Это вам не нынешнее время, когда молодых артистов зовут сниматься в рекламе и за это они получают гонорар размером с годовой доход бюджетника. Тогда времена были гораздо более суровые.
Любовь на время гастролей и съемок вызывала из Омска маму, а иногда привозила Алексея на время в московский интернат. С отцом мальчик виделся пару раз. Когда вырос, хотел отыскать родителя, но не нашел — оказалось, мужчины уже нет в живых.
С Сергеем Цигалем Полищук познакомилась в 1981 году, в Московском театре миниатюр. Цигаль – творческий человек, получил признание в различных сферах: автор множества картин, пробовал себя в качестве актера и ведущего. Он ухаживал за Полищук, проявил себя настоящим джентльменом. Впоследствии Сергей был с женой до последнего ее вздоха…
Завязались отношения в 1981 году, а в 1983 пара оформила брак. И он, и она были уже людьми зрелыми, состоявшимися. Теперь сын Алексей от первого брака постоянно жил с матерью, финансовое положение семьи улучшилось. В 1985 году у пары также появилась дочь Мариэтта Цигаль-Полищук.
И все бы хорошо, но у актрисы развилась послеродовая депрессия. В целом, ее можно понять: на дворе царило предперестроечное настроение, и тонко-чувствующие люди страдали от тревожности неясных перемен, которые ждали страну.
В 1985 году Полищук родила второго ребенка — дочку Машу. Актриса вспоминает: «Особенно трудно было, когда родила дочь. Мне сделали две операции, молоко пропало. В магазинах пусто. Ребенок болеет. Кошмар. Вот тогда я подумала: надо свалить куда-нибудь.
Ради дочки. Я понимала, что в 35 лет за границей никому не нужна, и готова была работать даже уборщицей или посудомойкой. Потом депрессия прошла. Я вышла на сцену и поняла, что никуда я не уеду».
Цигаль был неразлучен с Любовью, поддерживал актрису с первого дня знакомства и до самого конца. Дети актрисы – и сын, и дочь – пошли по стопам матери: Алексей Макаров стал известным актером, Мариэтта также снимается в кино и работает на телевидении и радио.
Когда в жизни актрисы установилась стабильность и, казалось, впереди было лишь счастье, начались большие проблемы со здоровьем. В 2000 году актриса попала в аварию, впоследствии у нее развились сильнейшие боли в спине, врачи диагностировали новообразование.
В народе бытовала версия, что заболевание могло возникнуть из-за травмы во время съемок эпизода «12 стульев», в котором герой Миронова бросает Полищук на пол (якобы страхующие матрасы были неверно уложены). Но, как утверждал режиссер Марк Захаров, это невозможно, ведь проблемы со спиной начались у артистки сразу после автокатастрофы.
Полищук проходила современную терапию в хороших клиниках и пережила болезненные процедуры. Ей удалили часть позвоночника и вставили имплантаты. Курс реабилитации оказался успешен, что позволило артистке ненадолго вернуться на съемочную площадку.
Вот настолько человек горел своим делом, сцена и съемки это действительно было ее призвание. Увы, вскоре началось обострение и оно стало фатальным. В 2006 году в возрасте 57 лет Любовь Григорьевна скончалась.
В 2009 году на месте, где похоронена актриса, установили памятник: колонна с хрустальным бюстом, изображающим Любовь Григорьевну в молодости. Поклонники отмечают, что памятник будто соткан из тумана.